«Врагу страшна – царю покорна» - так выводили казаки золотом на клинках шашек, и никогда не был пустым звуком этот гордый девиз. Более полутора веков верой и правдой служила шашка русским казакам, покрыв себя неувядаемой славой на неспокойных границах Российськой империи.
Типично восточное оружие (название происходит от кабардино-черкесского «са’шхо» - буквально: длинный нож), шашка появилась у казаков в середине 18 века как трофей, добытый в кровопролитных стычках на горных дорогах Кавказа. Высокое качество, легкость и маневренность отличали это оружие. Казаки оценили все достоинства шашки, приняли ее на вооружение, и вскоре она завоевала повсеместное признание в казачьих войсках Кубани, Терека, Дона и Урала.
Внешний вид шашек не регламентировался, преобладали кавказские образцы, встречались и кованные в станицах, переделанные из азиатских сабель. В регулярной коннице шашка появилась в 1834 году, сменив саблю у нижних чинов некоторых драгунских полков. В 1834 году, за малым исключением, все казачьи части были вооружены шашкой, а с 1881 года шашка становится основным холодным оружием во всех родах войск России.
Реформа 1881 года установила три образца шашки повседневного ношения для офицеров и солдат: драгунская, казачья и артиллерийская. Драгунская шашка имела защитную дужку на эфесе (у нижних чинов) и дополнительный прибор на ножнах, куда закреплялся штык от винтовки. Артиллерийская отличалась от «драгунки» лишь более коротким клинком. В казачьих частях эфес был без дужки, но с «гуськом» - его решили сохранить, отдавая дань традиции.
За образец клинка всех видов армейских шашек взяли кавказский «волчок» - клинок небольшой кривизны с одним широким долом и обоюдоострым боевым концом. Этот клинок отличался простотой изготовления, дешивизной и отменными боевыми качествами.
Чаще всего шашку носили на плечевой портупее по «кавказскому» образцу, то есть лезвием вниз. По этому признаку ее всегда можно было отличить от сабли или тесака. Кроме того, ножны у шашки были деревянные, обтянутые кожей или крашеные, с металлическим прибором установленных цветов. Среди казаков кавказских частей имели большое распростронение ножны с раструбом на устье, куда устанавливалась рукоять шашки по самый гусек.
Казак относился к шашке почтительно и благоговейно: освященная церковью, полученная из дедовых рук, шашка была верной спутницей в походах и дорогой реликвией в мирной жизни. Можно с полной определенностью сказать, что шашка являлась символом казачьей доблести, чести и верности…
Борис Алмазов «Военная история казачества»