И ещё статья, где Славен между строк может прочитать ответ на свой вопрос.
Теодор Рехельс
Мы постоянно слышим и пользуемся словами - нация, национальность, народ, этнос, воспринимая их, как синонимы. Но это не так, синонимы – только национальность, народ и этнос. Национальность — в русском языке термин, обозначающий принадлежность индивида к определённой этнической группе,но в большинстве современных европейских языков он обозначает гражданство и иногда переводится на русский, как «национальность» ошибочно.
Понятие «нации» появилось только в XIII веке, когда сложились будущие национальные языки, а этносы стали соединяться и образовались национальные государства. Первым национальным государством, сложившимся в Европе еще в XIII веке, была Англия. Затем, к XVI веку, образовались национальные государства во Франции и в Испании. Многие нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени. «Нация» - исторический союз национальностей, совместное существование которых порождает идею единой государственности для защиты своих интересов. Понятие «нация» относится ко всему населению данного государства или страны и к понятию «национальность» не имеет никакого отношения.
В обыденном понимании, принадлежность человека к тому или иному этносу определяется его кровным происхождением и самостоятельным подсчётом предположительных долей в нём разных кровей. Рассмотрим очень кратко отличительные признаки национальности, наиболее часто встречающиеся в публикациях посвящённых этому вопросу. Обычно, они в единстве: «крови» или расы; религии, исторических традиций, культуры и мировоззрения; языка; экономических интересов; территории. Некоторые считают, что национальности представляют собой ни что иное, как смесь исторических и религиозных предрассудков, помноженных на этнические и языковые отличия, с которыми нас с детства приучили себя ассоциировать, а другие, что национальность - это всего лишь «категория статистического учета» и, что есть две «официальные» социальные структуры, которые всеми силами стремятся «закрепить за собой» каждого из нас. Это - государство и церковь и для этих структур мы являемся обычным источником дохода и, соответственно, основой их существования. Набор признаков приличный, не так ли? Получается, что национальность понятие очень размытое и нам - думающим «чайникам» не вредно, хотя бы попытаться, с ним разобраться. Что я и попытался, в силу своих скромных возможностей, сделать, а о том, что из этого получилось судить не мне.
Национальность - термин, по-разному акцентируемый в философии, этнологии, генетике и истории. Вот только некоторые ответы на этот вопрос известных учёных: философов, этнологов, генетиков и историков, показавшиеся мне убедительными.
Философы:
«Национальность - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры. Ни территория, ни государственная принадлежность, ни кровь и антропологический тип, ни быт, ни даже язык сами по себе не являются признаками, отличающими представителя одной национальности от представителя другой…».( Н.Бердяев )
Все попытки рационального определения национальности ведут к неудачам. Природа национальности неопределима ни по каким рационально - уловимым признакам - она имеет иррациональную природу и её можно сравнить с душой народа. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определении. Национальность - сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик.
Существуют и две прямо противоположные точки зрения на сам факт существования национальностей. Одни считают ,что национальность – атавизм. Отождествляя себя с той или иной национальностью, человек ограничивает себя рамками этой национальности, а это всего лишь еще одно ограничение свободе мышления и развития. Другие, что она - ценность. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обеднел бы и опустел бы. ...Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т. е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности.
Генетики:
По генотипу национальность определить нельзя, а только расу. Раса, в основе своей, понятие биологическое, а национальность - нет. Ведь разделение рас происходило очень длительный период – приблизительно 100 тысяч лет. Кроме того, ни у одного народа нет таких генетических признаков, по которым его стопроцентно можно отличить от других народов. Этнические группы различаются между собой по частоте встречаемости тех или иных генетических фрагментов, но это всегда статистические закономерности и хотя разные этносы и отличаются по частоте встречаемости наследственных заболеваний и биохимическим особенностям, эти различия не абсолютны. На уровне популяции они проходят, на уровне отдельно взятого человека - нет.
Не существует «русских», «еврейских», «грузинских» и прочих генов. А это означает, что, на самом деле, этносы слабо связаны единством происхождения. Если и наблюдается в них известное внешнее единство национального типа, то оно является следствием или продолжительного единообразного скрещивания, одинаковых уклада жизни, общей религии и т.п. И хотя по генотипу национальность определить нельзя, но найти общих предков вполне возможно.
Так, генетическое исследование «Дети Авраама в эпоху генома», проведенное недавно американскими учеными, показало, что все современные группы еврейского населения происходят от общих предков, живших 2,5 тысячи лет назад на Ближнем Востоке и хотя оно и разделяется на несколько популяций, но, с генетической точки зрения, связано общностью происхождения. Масштабный анализ геномов представителей трех наиболее многочисленных еврейских популяций: ашкеназов, сефардов и мизрахи показал, что евреи из разных групп диаспоры имеют множество общих генетических черт, отличающих их от нееврейского населения, причем эти различия появились еще в древности.
Ученые приводят датировку начала формирования каждой из основных еврейских популяций, как отдельной общности. Так, иранские и иракские евреи сформировались в Вавилоне и Персидской империи в IV и VI веках до нашей эры соответственно. Еврейские популяции на Балканах, в Италии, в Северной Африке и в Сирии возникли в эпоху античности (примерно между IV-III веками до н. э. и IV-V веками нашей эры). Впоследствии они смешались с сефардами, поселившимися в этих регионах после их изгнания из Испании и Португалии в конце XV века.
А евреи – ашкеназы, отличающиеся невероятной генетической однородностью, происходят от крайне немногочисленной исходной популяции, возникшей в конце первого тысячелетия нашей эры в долине Рейна (западные области Германии и восточные области Франции). К XV-XVI векам большинство ашкеназов мигрировали на восток и заселили обширные пространства Польско-Литовского государства (Речи Посполитой).
И хотя в сегодняшнем академическом мире считается исключительно политически некорректным утверждать, что интеллектуальные гены распределены неравномерно среди разных народов или рас, но генные исследования проведённые недавно в Utah University и опубликованные в журнале «Journal of Biosocial Science», доказывают, например, что евреи восточноевропейского происхождения отличаются от других народов, не только природным интеллектом, но и некоторыми особыми генетическими заболеваниями, такими, как болезнь Тай-Сакса, болезнь Ниманна - Пика и муколипидоз IV типа. Существование же еврейских «интеллектуальных» генов объясняют:
естественным отбором, когда из преследуемых на протяжении веков евреев выживали только самые умные и сильные; заключением браков по принципу предпочтения умственных способностей, когда ученые и дети ученых были наиболее желательными кандидатами в супруги; выбором профессии. Евреи на протяжении большей части своей европейской истории занимались главным образом такими умственными видами труда, как коммерция и ростовщичество и их выживание напрямую зависело от интеллекта.
Историки :
Национальность - чрезвычайно размытое понятие или даже, по мнению Этьена Балибара-«Абсолютно фиктивное понятие». Хотя лично мне, больше нравится определение Энтони Д. Смита: «Национальность это группа людей, имеющая имя, мифы об общих праотцах, общие исторические воспоминания, один или несколько элементов общей культуры, связь с родиной и определенную степень солидарности, по крайней мере, среди элиты».
Одна национальность может состоять из нескольких расовых типов, а чаще всего из их гибридов. Начиная от «Великого переселения народов» - миграции евразийского протоэтноса во всех направлениях и до нашего времени происходило значительное смешение рас и на определенных этапах исторического развития национальность человека определялась в разных странах различным образом.
В гитлеровской Германии национальность определялась исходя из национальной принадлежности предков и биологически – по внешним признакам. Дискриминация и впоследствии уничтожение осуществлялась при наличии у него хотя бы 1/4 еврейской крови.
В России до начала XX века вопрос об этнической принадлежности человека практически не возникал, хотя в именной ведомости об учениках и в аттестате зрелости были сведения о вероисповедании. С 1850 г. в ведомости появились графа о национальности студентов иностранного происхождения, а в документе административного учета жителей города фигурировали ещё и сведения о евреях. В паспортах графа «национальность» появилась только при советской власти, в рамках борьбы с любой религией. При этом гражданин при получении паспорта делал выбор исходя из национальности своих родителей. В настоящее время уже во многих странах в паспортах национальность не указывается, а только гражданство.
В еврейской традиции вопрос национальности решается иначе. Первым «ха-иври» (евреем) считается Авраам (потомок Евера) - первый человек перешедший на путь служения Творцу, тогда когда весь остальной мир находился «по другую его сторону», а «евреями» - его потомки, получившие Заветные Скрижали на горе Синай. Так называли древних израильтян, для противопоставления их с народами другого происхождения, египтяне, а позднее (во времена Саула) и филистимляне. Когда корабельщики спросили пророка Иону, из какого он народа, он ответил им: «Я еврей».
В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально - религиозному сообществу - даже если он не происходил от одного из колен Израилевых , а еврейство тогда определялось по отцу. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране.
В результате Эзра и Нехемия распространили запрет на смешанные браки на все окружавшие евреев народы. Принадлежность к общине определялась теперь, в первую очередь, на основании религиозного критерия и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев - вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству.
В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века. Раньше идентификация еврейства не была таким важным вопросом, потому что преследования объединяли всех евреев. Если кого-либо угнетали как еврея, значит он и был евреем. Поскольку антисемитизм не утруждается выяснением мелких подробностей, еврейство понималось очень широко.
С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Государство Израиль определило себя, в том числе, и как убежище для каждого человека, который подвергается преследованиям из - за своего еврейского происхождения и поэтому, принимая закон о праве евреев на возвращение на свою историческую родину, предоставило это право каждому, кто потенциально мог бы попасть под немецкие законы о дискриминации.
В результате в настоящее время любой человек, если у него хотя бы одна (один) из бабушек или дедушек был евреем, а также его супруг (а), могут репатриироваться в Израиль и автоматически претендовать на получение израильского гражданства. Если бы в Израиле религия была отделена от государства, то вполне возможно, что евреем в нём мог бы быть признан всякий заявляющий о своей принадлежности к еврейскому народу.
Тем более, что такой прецедент имеется – директива МВД изданная а марте 1958 года: « …Лицо, чистосердечно декларирующее своё еврейство, следует регистрировать как еврея, не требуя от него иных доказательств». Но пока это не так и поэтому вопрос определения национальности всё ещё весьма актуален и остаётся предметом острых обсуждений и споров. настоящее время в официальном реестре населения МВД прописаны графы «национальность» и «религия». Хотя в удостоверении личности этих граф нет, а есть только гражданство, некоторое лукавство присутствует, только у граждан - евреев по Галахе, дата рождения указана, в том числе, и по еврейскому календарю.
Тем не менее попытки уменьшения влияния религии на государство предпринимаются. Так, в 2006 году в комитете министров по законодательству обсуждался, хотя и был отклонён, законопроект об официальном признании государством «еврейства по отцу» и о введении процесса «светского гиюра», позволяющего стать евреем каждому желающему жителю Израиля. А совсем недавно, Тель-авивский окружной суд признал право писателя Йорама Канюка быть записанным в официальном реестре населения МВД «гражданином без конфессиональной принадлежности». До сих у него в графе «религия» значилось иудейское вероисповедание. В своем иске он объяснил это тем, что он не хочет быть частью иудаистского Ирана, а также предпочел бы быть записанным в графе «национальность» как «израильтянин», однако это невозможно, поскольку, согласно законодательству, такой национальности не существует. Хотя в США , например, понятие гражданства и национальности тождественны. Примеру Канюка последовали десятки израильтян.
Этносоциологи:
«Этнос – это природный коллектив людей с общим стереотипом поведения и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющий себя («мы») всем другим коллективам («не мы»)… » (Гумилев). Национальная идентичность зависит от того, кем человек себя осознает и самоопределяется человеком на самом глубоком уровне его личности, включающем: ощущение общности судьбы и инстинкт самосохранения. Это отождествление может быть двухсторонним: либо индивид самостоятельно отождествляет себя с определённой этнической группой, либо он отождествляется с ней без его личного согласия.
Этнопсихологи:
Принадлежность к группе или этносу, ощущение себя частью «мы» является доминирующим, базовым стремлением человека и рассматривается в психологии в качестве общего психологического закона. Под этносом имеют в виду национально-лингвистические группы, объединенные общим ареалом проживания и обладающие общими культурно-психологическими и поведенческими чертами. Сама же потребность в национальной (этнической) принадлежности (самоидентификации), рассматривается большинством психологов в качестве базовой потребности человека, как одно из средств приспособления, лучшей ориентации и достижения определенных социальных целей.
Резюме:
Резюмируя вышеизложенное можно предположить, что для обыденного сознания, национальность - это исторически сложившаяся, имеющее имя и реально существующая социальная группа отождествляющих себя с ней людей, консолидированных одним или несколькими общими признаками: язык; ареал проживания; генетическая однородность; религия ; историческая память; культурный код. Причины такого отождествления многообразны - от врождённого инстинкта самосохранения до потребности в индивидуальной адаптации личности, для которой знание своих истоков позволяет находится в системе координат культуры своего народа. Китайская пословица гласит: «Тот, кто не знает деревни, откуда он пришёл, никогда не найдёт деревни, которую он ищет».
Нельзя обойти вниманием и, широко применяемый в мировой научной литературе, термин «национализм», включающий, как негативные, так и позитивные явления в этнических процессах. К негативным относится «шовинизм», утверждающий собственную культуру путем отрицания чужой культуры и презрения ко всему чужому, а к позитивным «патриотизм» - национальное чувство - инстинктивная любовь к данному народу. И присуща она каждому человеку от рождения, поэтому в национализме, который патриотизм, ничего отрицательного нет.
В современном мире наблюдается тенденция нивелирования значения национальной принадлежности. Как пишет российский исследователь С. Градировский, «существуют две опасности для любого народа. Первая - это преувеличение своего национального положения, ведущее к националистическим «обострениям», «воспалениям» и, как правило, к проблемам в сфере межнациональных отношений. Другая, противоположная ей опасность - забвение национального, так называемая «либерализация национальных отношений», по существу, - отказ от национального.
« Бог или природа создали разные народы, и это генетическое разнообразие - генеральная страховка человечества в целом: и от обледенений, и от потеплений, и от роста радиации и т.д. В этом разнообразии - одна из главных баз своеобразия и культуры, и науки, и религий. Поэтому забота о поддержке своего, национального обоснована. Но когда заботу о своем народе дополняют враждой к другим народам, тогда появляется шовинизм и расизм». ( Г. Попов)
Литература:
Карсавин Л. П. ,"Философия истории" СПб.: АО Комплект, 1993-.
Н.Бердяев, Судьба России , 1918
Д.Павлий . http://www.delusion.ru/articles/nationality.shtml
Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Populations Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry .The American Journal of Human Genetics, Volume 86, Issue 6, 850-859, 03 June 2010
Н.В.Кокшаров,Этничность. Этнос. Нация. Национализм.
http://credonew.ru/content/view/305/27/