Козацькі посиденьки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Козацькі посиденьки » История казачества » Происхождение козаков.


Происхождение козаков.

Сообщений 31 страница 60 из 105

31

Братья ! на Вас смотрят казаки ,не переходите на личности.Спорить можно и нужно, но в рамках приличия.
А Зорро я ,поддерживаю в битвах очевидно бывают такие моменты, которые после победы, никак не возможно объяснить.Толи благодаря всевышнему или заклинанию, или оберегов ,но враг испугавшись бежит. И вполне возможно , что в древности использовали и руки и ноги и маски , чтобы напугать и обратить в бегство врага.И какая разница  что это , колдовство или мистика,  враг разбит и это факт,а потомки как хотят так и трактуют происшедшее.
Конечно побеждали сила и ум предводителя...

0

32

http://youtu.be/8PWYVOFdCW0

0

33

Зорро написал(а):

А про руку Сирка слышали?

Слышали. Перед тем, как  Герасимов создал портретную реконструкцию по его черепу, могилу вскрыли археологи. Обе руки были на месте.

Отредактировано Вентерь (2011-08-30 11:30:43)

0

34

Вентерь
В памяти украинского народа, как и у любой другой «исторической» нации, существуют культовые фигуры: Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, Нестор Махно… Очень часто образы этих героев, созданные в народном представлении, не соответствуют исторической правде, но здесь то и рождается интрига, тайна, ради которой пишутся романы, слагаются песни, снимаются фильмы. В «списке» народных героев Украины навсегда останется имя запорожского атамана Ивана Сирко – за что же он удостоился такой чести?
                                                         «Урус-шайтан»

Настоящий народный герой должен быть и выходцем из народа. Иван Сирко сын Дмитрия родился в простой казацкой семье на Левобережной или Слободской Украине. Семья его, впрочем, была не из бедных, владела и домами и мельницей и многочисленным имуществом, все это добыто нелегким трудом и не только мирным, но и ратным – военным. В остальном ничем от остальных вольных казаков Сирки не отличались, а сам Иван Сирко до конца жизни даже грамоте не обучился, что оказалось вообщем редкостью в среде запорожской старшины, любившей щегольнуть своей просвещенностью.

Зато были у Ивана Сирка другие качества, та аура власти и жизненная сила, которая порождала легенды и мифы о славном запорожском атамане. Говорили, например, что родился он с зубами и как только баба-повитуха поднесла новорожденного к столу, он самостоятельно схватил пирог и съел его. Легенду эту впоследствии вспоминали, как доказательство того, что всю свою жизнь Сирко “грыз” врагов православного христианского люда. Неуязвимость Сирка в бою, его отчаянная смелость и твердая рука, порождали рассказы о его связи с нечистой силой, по одной из версий однажды он умудрился самого черта серебряной пуговицей подстрелить, а татары и турки, те напрямую называли Сирка “урус-шайтан”, то есть “русский черт” и пугали им своих детей.

И было чем пугать, из молодого волчонка вырос матерый волк. Наверное ни один из украинских гетьманов и атаманов не нанес столько урона крымско-татарским и турецким ордам, как Иван Сирко, турки к нему даже наемных убийц подсылали, но покушение было раскрыто, судьба стояла на стороне Сирко. Одна из его самых известных побед – “рождественское побоище” 1675 года. Той зимой турецкий султан задумал уничтожить в корне “разбойничье гнездо”, Запорожскую сечь. Более чем 50-тысячное войско, в том числе 15 тысяч отборных турецких янычар тайно подошло к Сечи прямо в рождественскую ночь, но произошло “чудо” в результате которого почти все янычары были перебиты, а татары едва спаслись бегством. Нередко Сирко ходил походами на Крым, однажды неожиданным ударом захватил тогдашнюю ханскую столицу Бахчисарай, а крымский хан едва успел спастись бегством.

Громкие военные подвиги и освобождение тысяч христиан из татарского плена создали Сирку всенародную славу и огромный авторитет. Но был и другой Сирко, политический авантюрист, сын своего неспокойного братоубийственного века.

                                                                  Братская кровь

“Время было такое” – нередко говорят в тех случаях, когда хотят оправдать жестокость, насилие или собственное малодушие. Но если называть предателем гетьмана Мазепу и говорить о садистских наклонностях сына великого Богдана, младшенького Юрася Хмельницкого, то какую характеристику следует дать Ивану Сирку?

Сирко был кошевым запорожским атаманом, в то жестокое и страшное время, когда Правобережную и Левобережную Украину раздирали междуусобные страсти, усиленные вмешательством соседей – Польши, России, Турции и подвластного ей Крыма. В этом кипении страстей и современники и историки отмечают абсолютное непостоянство Сирка, его сиюминутные эмоциональные порывы. Он успел перебывать союзником всех без исключения сторон, интриговал и ссорился с вчерашними приятелями. В ответ доносы сыпались на Сирка как с Правобережья так и с Левобережья. После очередного доноса Сирко был арестован левобережным гетьманом Иваном Самойловичем и отправлен в Москву, откуда прямиком загремел в Сибирь. Из ссылки его вызволили…татары с турками, которое повели такое масштабное наступление на Украину, что даже поляки официально обратились к русскому царю Алексею Романову, с просьбой освободить Сирка и дать ему возможность участвовать в военных операциях против мусульман.

Алексей Михайлович Романов внял голосу разума и приказал снова доставить Сирка в Москву, где заставил экс-атамана принести личную присягу на верность, в царских палатах, да еще в присутствии патриарха всея Руси Питирима. Но и после этого старый “лис” Сирко не перестал плутовать и до самой смерти вел сложные политические игры. Единственным постоянным пунктом в “программе” Ивана Сирка была защита православной веры. И в этом пункте, бывало, он доходил до крайней жестокости.

Искрометная картина Ильи Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, живописует как раз эпизод из жизни Сирка, составление ответа султану вскоре после той самой “рождественской бойни”, когда запорожцы уничтожили отборный отряд янычар. Однако на самом деле одним письмом дело не ограничилось. Предистория знаменитого послания такова. Летом 1676 года запорожцы ворвались в Крым и в ответ на зимнее нападение, произвели очередное опустошение полуострова. Среди богатой добычи, как обычно, находились и освобожденные пленники, около 7 тысяч человек. Выйдя из Крыма Сирко обратился к бывшим пленным с речью, в которой предложил людям самостоятельно решить свою судьбу. В результате около трех тысяч человек решили возвратиться в Крым, где они успели обзавестись семьями и нашли свою новую родину. Сирко отпустил их и подождав, когда они отойдут подальше от лагеря, послал молодых казаков с приказом: “уничтожить всех до единого человека”. Чуть позже поехал и сам, чтобы убедиться как выполнен приказ.

С точки зрения современного общества это событие можно назвать прямым геноцидом. Сирко же поступал вполне логично, понимая, что дети украинцев или русских, добровольно отказавшихся от православной веры, в скором времени могут пополнить ряды все тех же янычар. И тем не менее, как жутко звучит оглушительный казацкий смех из “письма к султану”, сразу после избиения трех тысяч безоружных людей, вчерашних соплеменников, земляков. Может поэтому и не могла так долго успокоиться мятущаяся сиркова душа.

Старый атаман умер в августе 1680 года на собственной пасеке в селе Грушевка. Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями, но не пришлось ему полежать в вечном упокое.

                                                                 Голова атамана

Легенда продолжала сопутствовать Сирку и после его смерти, она еще более усилилась, поддержанная народными рассказами и суевериями. Согласно легендам гроб с телом Сирка пять лет хранился на Запорожье и его даже возили в военные походы, поскольку умершего считали “характерником”, то есть казацким колдуном, хранившим Сечь от военных неудач и после физической смерти. Затем тело все-таки предали земле, но перед этим отрубили правую руку, которая продолжала присутствовать в военных кампаниях, сохраняя “дух Сирка”.

После “измены” Мазепы, разъяренный Петр І, приказал стереть Сечь с лица земли, включая и казацкие могилы. Тоже самое произошло и при окончательной ликвидации Сечи по приказу Екатерины ІІ. В обоих случаях была осквернена и могила Сирка, но местные жители каждый раз сохраняли останки легендарного атамана и снова предавали их земле.

Советская власть взялась за дело более кардинально. В результате строительства Днепрогэс и создания Каховского водохранилища был уничтожен так называемый Великий Луг, огромные земельные массивы, сердце казацкого края покрыла вода. Могила Сирка оказалась прямо на крутом берегу рукотворного «моря» и в 1968 году, под предлогом сбережения «памятника старины», останки Ивана Сирка эксгумировали. Скелет, после долгой волокиты и отчаянного письма национально настроенной интеллигенции за подписью самого Олеся Гончара, перезахоронили у села Капуливка, а череп Сирка…доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам. Академик сделал свое дело, а безголовые останки Сирко продолжали лежать на берегу речки Чертомлык, поскольку никто не думал возвращать череп украинского героя в предназначенное ему место.

Ничего не изменилось и в 1990 году, когда у села Капуливка с большим размахом прошли торжества, посвященные 500-летию основания Запорожского казачества. Сотни людей со всей Украины, среди которых присутствовал и автор этого материала, собрались у, по-прежнему оскверненной, могилы кошевого атамана. В некоторых выступлениях звучала проблема «головы Сирка», раздавались гневные слова, призывающие Москву вернуть на Украину останки народного героя. И вдруг рядом со мной раздался негромкий голос мужчины, обращенный даже не к выступавшим, а к тем, кто стоял рядом с ним. «Да здесь уже череп, я его сам видел на днях у одного чиновника в Днепропетровске!»

Увы, уже родные украинские чиновники по непонятным причинам не торопились с окончательным захоронением, может думали, что «дух Сирка», поможет им удержать за собой удобные чиновничьи кресла? Только в августе 2000 года, на рубеже тысячелетий, прах Сирка воссоединился с черепом. Специалисты из Днепропетровского университета провели уникальное подзахоронение, для чего им пришлось делать подкоп под холм, где установлен памятник герою и под которым покоились, забетонированные сверху, останки запорожского атамана. Далекие потомки запорожцев наконец-то свершили христианский поступок по отношению к ревнителю и защитнику православия – Ивану Сирку.

Андрей Марин (Корнев)
http://h.ua/story/35313/

0

35

Зорро
Что это подтверждает? Будем гуглить наперегонки и вгружать сюда тоннами тексты со всех доступных ресурсов? По одной версии всё сплошная чернуха и глумление над прахом атамана. По противоположной - культурная инициатива руководства советской Украины во главе с Шелестом. В одном ряду с созданием образцовых музеев под открытым небом. "Сохранение исторического наследия обществом развитого социализма".
Что это меняет? Научная часть работы всё равно была проделана на высоком уровне, хоть и в экстремальных условиях борьбы за останки между районным населением и руководством и областным. Обе руки находились на положенных местах без следов ампутации, насколько мне известно. В и-нет статьях масса расхождений: в одних пишут о первом попавшемся черепе из этого же кургана, в других о загодя взятом музейном черепе...

Отредактировано Вентерь (2012-08-01 12:55:27)

0

36

http://youtu.be/pXak4edC76o

0

37

Вообще то ,музейщикам доверять сложно,какая власть такая и версия. Пример останки Царской семьи,надо было коммунистов обгадить и собрали в мусоре кости и выдали их за останки святого. Теперь за этот грех Питер платит по полной.

0

38

Вот интервью которое дает ответы на многие вопросы:

0

39

Согласен на все 100.

0

40

http://uploads.ru/t/s/b/I/sbIvJ.jpg
Перевод первой стр.летописи.Старшину своего называли Каганом,и воевали на все страны .Черноморские Казаки эта та часть, Донских Казаков ,а по древнему Казар,которые ушли,или точнее их наняли,защищать,купцы Украинского Каганата.

0

41

http://uploads.ru/t/B/Y/V/BYVZE.jpg

http://vk.com/club23570597?z=photo-23570597_283131738/wall-23570597_303#/club23570597

Отредактировано Зорро (2012-05-30 08:57:13)

0

42

http://mirknig.com/knigi/history/118152 … -roda.html

0

43

http://soboli.net/category/kazaki
Вокруг казачества, его роли в отечественной истории на протяжении предыдущих десятилетий было нагромождено немало лжи. Выяснение правды об этом удивительном народе было предельно затруднено. Советским пропагандистским аппаратом, средствами массовой информации, кино, художественной литературой, формировалось представление о казаках как об опоре реакции, как о малограмотных людях, тупой и грубой силе, секущей всех налево и направо нагайками.

Имена выдающихся деятелей культуры, науки, выходцев из казаков, скрывались или, во всяком случае, их происхождение и связь с казачеством широко не указывалась.

Этот порок не изжит до сего дня. Нет-нет, да и появится в прессе или на телевидении материал, в котором содержатся негативные оценки процесса возрождения казачества, создания его различных объединений. Оскорбительно пренебрежительное выражение «ряженные» стало притчей во языцех. Не исключение и Крым.

Феномен казачества — явление чисто российское, за пределами нашего Отечества не встречающиеся. В ряде стран — Англии, Пруссии, Турции в XIX веке были предприняты попытки создать формирования по типу казачьих, но они потерпели неудачу.

Да и в самой России, у некоторых вновь присоединенных народов правительство пыталось создать национальные воинские формирования, построенные по казачьему принципу, но вскоре вынуждено было отказаться от этой затеи. Ибо сказано: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»

Казачество — это особое состояние духа, предполагающее служение Отечеству, как более высокую ценность, чем служение личным интересам.

Этноним «казак» имеет множество толкований, зачастую взаимоисключающих друг друга. Так некоторые авторы считают, что это слово происходит от названия одного из древних народов Кавказа — косогов. Другие считают, что оно произведено от наименования другого народа — казар (хазар). Есть предположение, что происхождение этнонима имеет скифское происхождении — «ко-сак» т.е. «белый олень.» и т.д. Одно из наиболее древних, содержится в словаре половецкого языка 1303 года: казак — бессемейный, легко вооруженный воин, несущий охранную службу или сопровождающий важных особ. В более поздний период давались другие определения.

С точки зрения дореволюционного законодательства, казаки — это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы. В настоящее время получила признание версия, когда казаки признаются отдельным этносом или субэтносом, самостоятельной народностью, четвертой ветвью восточного славяно-тюркского происхождения. Она усиленно разрабатывалась в XX веке казачьими историками-эмигрантами. Данное утверждение пользуется популярностью и у современного казачества. В ходе проследней переписи населения в РФ было установлено, что казаки могут вносить данные о своей национальной принадлежности в соответствующую графу.

Кто же прав? Заглянем в Токовый словарь В. Даля. Там сказано: «Сословие – люди общего им занятия, одних прав; звания, состояния, разряд, каста. Сословие селян, мещан, купцов, дворян, сословие ремесленников или цех: более тесное братство; сословие столяров, сапожников и портных. Податные сословия». Если казаки сословие, то как объяснить, что были казаки-дворяне, казаки-торговцы, казаки-землепашцы? Три сословия в одном?

Как известно, советская власть уничтожила сословия. А что же тогда подвигло большевистских вождей в середине 30-х годов «возрождать» казачество? Были сняты ограничения на военную службу в РККА, созданы соответствующие кавалеристские части, возвращена традиционная форма. Очевидно, накануне грядущей войны востребованы те воинские качества, которые отличали казаков в прежние времена, которые составляли суть казачества, как субэтноса.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации казачества» № 3321-1от 16 июля 1992 года, за казаками признается право на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах.

Это постановление, по сути, признает наличие у казачества особых, отличных от собственно русских, этнических признаков. В последней переписи населения, проводившей в Российской Федерации, в перечень национальностей включены казаки. Таковыми себя определили более 140 тыс. человек. На самом деле к казакам относят себя значительно большее количество людей.

Для того, чтобы иметь правильное представление о казачестве, сегодня необходимо отказаться от школьного представления, связывающего казаков со Степаном Разиным или Емельяном Пугачевым, с вольными и недисциплинированными ватагами разбойников, не признававших ничьей власти и, чуть что, хватавшихся за саблю. Это ранняя история, и она не соответствовала тому облику казака, каким он стал к началу ХХ столетия.

В течение XVIII-ХХ столетий сложилась иная общность людей дисциплинированных, активных, хорошо подготовленных физически и нравственно к несению не только военной службы, но и выполнению государственных и общественных обязанностей. Не удивительно, что казачество выдвинуло немало выдающихся деятелей, внесших весомый вклад в развитие русской культуры, в расширение и укрепление русского государства. Среди них патриарх Ермоген, первопроходцы Ермак, Е. Хабаров, С. Дежнев, канцлер Российской империи А.А. Безбородко, военноначальники: М.И. Платов, Я.П. Бакланов, А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, П.Н. Краснов, Ф.К. Миронов, О.Г. Городовиков, С.М. Штеменко, создатель российского кинематографа А.А. Ханжонков, премье-министр РФ В.М Черномырдин, актриса Н. Мордюкова и др.

Петр I ввел порядок, при котором он предлагал кандидатуру на должность атамана, а казачьему кругу оставалось проголосовать за неё. Екатерина II создала казачью гвардию и определила ее в качестве собственной охраны. Павел I ввел единую форму для казаков. Николай I установил единообразный порядок казачьего вооружения и конского состава. При Александре II написаны уставы для казачьих частей. Так постепенно государство подчинило казачество, сохранив при этом его лучшие воинские качества.

К 1917 году в Российской империи было 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Уральское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Уссурийское, Амурское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки, которые находились в ведении МВД Российской империи. В ходе Гражданской войны 1918-1920 гг. были предприняты попытки сформировать и другие казачьи войска, но они не увенчались успехом.

Казачьи войска делились на кавказские: Кубанское и Терское — и все остальные, степовые. Внешне они отличались по обмундированию. Так, Кубанское и Терское войска носили черкески с газырями, а все остальные — мундиры, сходные с общевойсковыми. Донское, Кубанское, Терское, Уральское и Астраханское считались исконными войсками, а остальные были образованы по императорским указам. Иногда к казакам относили часть жителей областей, где когда-то существовал казачий порядок, но войсковая организация была упразднена на Украине, в Приднестровье и др.

Согласно статистическим данным, численность казачьего населения была невелика – 4434 тысячи человек, из которых 474 тысячи составляли служилый состав, или 10% всей русской кавалерии (данные на 1916 г.). Большинство казаков принадлежали к русскому и украинскому народам.

Но среди казаков были представители и других народов России. Так, в составе Войска Донского, числились калмыки, в Оренбургском – башкиры, в Терском – осетины, в Забайкальском — буряты. Якутский казачий полк набирался из якутов. Были национальные формирования, которые создавались по казачьему принципу.

Особенность казачьей службы состояла в том, что, отправляясь на службу, казак обязан иметь собственного коня, собственное обмундирование, снаряжение и амуницию, получая от казны лишь огнестрельное оружие. Следует отметить, что такой порядок тяжким бременем ложился на хозяйство, тормозя, а часто и разоряя его. По подсчетам современников, отправка на службу одного казака обходилась семье в 250-300 рублей (стоимость коровы, по ценам 1913 г = 12 рублям).

Казачьи войска заключали в себя служилый состав и войсковое ополчение. Служилый состав исполнял свои обязанности как в мирное, так и в военное время. Войсковое ополчение созывалось лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. Общий срок службы составлял 20 лет, а в Уральском войске — 22 года. Однако в случае военных действий казак, выслуживший свои сроки, мог вступить в полк добровольцем. Такие факты широко известны.

Согласно Положения от 1874 года служилый состав разделялся на три разряда:

1) приготовительный, в котором казаки получали первоначальную подготовку, как правило, по месту жительства под руководством урядников и офицеров запаса. На это уходило три года, Затем срок был сокращен до 2 лет;

2) строевой, из которого комплектуются строевые части. При этом служба 1 очереди, непосредственно в полку — 4 года, а затем казак находился на льготе во второй и третьей очереди (соответственно по 4 года в каждой очереди);

3) запасный, назначаемый для пополнения убыли в строевых частях и формирования новых частей в военное время (5лет).

В мирное время казаки призывались на лагерные сборы на три-пять недель. Казаки имели четыре гвардейских полка, служба в которых считалась особо почетной: Собственный его Императорского величества конвой, который набирался из кубанских и терских казаков, Лейб-гвардии казачий и Атаманский – из донских. Все остальные войска были представлены в Сводном лейб-гвардии казачьем полку.

Казачьи полки набирались из казаков станиц и хуторов, расположенных по соседству друг от друга. Так, 10-й Донской казачий генерала Луковкина полк состоял из казаков станицы Луганской, Митякинской, Гундоровской, Каменской, Миллеровской.

В одном полку служили близкие и дальние родственники, соседи, что обеспечивало дух взаимопомощи и поддержки и исключало неуставные отношения. Если бы казак из старшего призыва обидел молодого, то тот мог написать домой и пожаловаться на причиненную обиду. По возвращению обидчика домой его могли публично пристыдить.

Служба в полку была нелегкой, день от подъема до отбоя расписан по часам, много сил уходило на уход за конем, на воинские упражнения и учебу. Если казак исправно служил, то мог рассчитывать на 1-2 отпуска домой на полгода.

П.Н. Краснов в своей «Истории Войска Донского» отмечал: «Я знал родителей многих казаков, говорил с ними. Я никогда не слыхал ропота, жалоб на разорение, на тяжесть службы. Молча, в величайшем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьим именем. В них было прирожденное чувство долга».

С детства и юности мальчик-казачок воспитывался на рассказах о подвигах предков, о службе государю. Его рано начинали приучать и готовить к службе. В пять годиков мальчика могли посадить на коня, в 10 лет начинали «ставить руку» и учить владеть шашкой. Подростки охотно принимали участие в традиционных скачках на атаманский приз. Не служить, уклониться от службы, для молодого казака было немыслимо.

Офицерский состав войск комплектовался как из представителей дворянства, пожелавших служить в казачьих частях, так и за счет подготовки молодых казаков в кадетских корпусах и юнкерских училищах. К кандидатам на обучение в училищах предъявлялись серьёзные требования, особенно в нравственном отношении.

Они должны были служить примером добросовестного выполнения служебного долга и храбрости в бою. Как правило, казачьи офицеры хорошо знали личный состав и по каким-то неуловимым признакам могли даже назвать фамилию новобранца, похвалив при этом достойную службу отца или старшего брата.

О внимательном и заботливом отношении к служившим свидетельствует старинный обычай ношения серьги, выполнявшей роль оберега. Так, серьга в правом ухе говорила о том, что этот казак последний в роду, где кроме него нет наследников по мужской линии. Серьга в левом ухе означала, что он единственный сын у матери. Две серьги — единственный ребенок у родителей.

Перед атакой офицер, приподнявшись в седле, осматривал строй и подавал команду: «С серьгами, в коноводы!!» Тем самым сберегалась жизнь казакам и оставлялась надежда родителям дождаться сына с войны.

В казачьих частях строго соблюдалась субординация по отношению к начальствующему составу — урядникам и вахмистрам и, само собой разумеется, по отношению к офицерам. Неповиновения не могло быть. В свою очередь, вышестоящие проявляли к младшим по званию и положению и требовательность и заботу. Панибратство, сквернословие, нечестность, не товарищеское поведение и унижение человеческого достоинства осуждалось.

Не удивительно, что казаки демонстрировали в ходе боевых действий беспримерное мужество и храбрость. В годы Первой мировой войны первыми кавалерами георгиевских крестов стали представители казачества – приказный 3-го ДКП К.Ф. Крючков, который в неравной схватке убил 11 немецких драгун и офицера. Первым офицером, награжденным высшим военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия, стал сотник 1-го Донского казачьего полка С.В. Болдырев.

Показателем хорошей военной подготовки и воинского мастерства казаков являлся и весьма низкий уровень их безвозвратных и санитарных потерь, особенно если учесть масштабы и активность участия в боях. За 1914-1917 гг. по Войску Донскому было убито 183 офицера, 3444 казака, ранено 777 офицеров и 11898 казаков.

В ходе германской войны не было случая оставления казаками позиций без приказа и массового дезертирства.

С появлением авиации и танков, с появлением субмарин, с ростом мощи артиллерийского огня с использованием боевых отравляющих веществ, кавалерийские части становились анахронизмом. Стали поговаривать о том, что казачьи формирования себя исчерпали. Возможно, и так.

Но что мешало использовать традиционные формы и методы подготовки и воспитания воинов в новых условиях? К сожалению, история не дает на этот вопрос ответа. Грянувшие революции и Гражданская война надолго прервали нормальную жизнь казачества, которому пришлось сполна испить горестную чашу массовых репрессий, раскулачивания, изгнания и лишения политических прав.

Александр Шевцов, заслуженный работник
образования автономии, историк, политолог

Нет комментариев

0

44

Потомки хазар — казакиСами казаки (Словарь говоров уральских казаков, Оренбургское книжное издательство, 2002, Конституция Пилипа Орлика, украинский хазаризм, концепция «хазарорусского народа» у Грабянки и других, «История русов», труды Ригельмана, особенно глава «Рассказ козаков о себе», и т. д. и т. п.), Иоганн Филипп Густав фон Эверс, император Николай Первый, профессор П. В. Голубовский[1], донской историограф Е. П. Савельев (его концепция «Хазарорусской монархии»), донской писатель М. А. Шолохов[2], академик М. И. Артамонов, его ученик Лев Гумилёв и многие другие считали, что потомки хазар — казаки, это подтверждают и такие самоназвания казаков, как козаки (замена р на к в слове «Козар», как объяснили запорожцы Ригельману), козарлюги (в основном, на Украине), казара, казарра у уральских казаков, причёска казаков «оселедец» у хазар, жовтоблакитная символика хазар и т. д. и т. п.. Эта идея противоречит сообщениям арабских историков о принятии хазарами ислама, и тому факту, что тюркский (или, точнее, тюркско-монгольский) язык хазар не схож с русским языком казаков, в котором, как отмечал, Е. П. Савельев, много заимствований из идиш, но не из хазарского. Но профессор Голубовский объяснил, что только часть хазар использовала тюркский язык, а Хазария была «оплотом славянства на Востоке», и населяли её преимущественно те же севера (предки севрюков), что и Коренной край (Курская губерния и север Черниговщины с городами Чернигов и Новгород-Северский). Севера могли быть савирами (основной этнос хазар), ассимилированными славянами так же, как кривичи и литва (современные литовцы раньше назывались жмудью). М. И. Артамонов также отмечал сходство обычаев чувашей (савиров, назвавших себя после присоединения к России чувашами -мирными людьми), язык которых близок к хазарскому, и украинцев. Труды Гумилёва часто истолковывают в том духе, что казаками стала только православная часть хазар, тяготеющая к Византии. Но он обычно утверждал, что казаки — потомки христианского населения Хазарии. Это абсолютно справедливо, так как иудеи и мусульмане Хазарии тоже, в основном, были потомками христианского населения этой страны, причём ислам возник через много веков после ликвидации первого христианского государства России — королевства готов в Причерноморье (Ойума), население которого, в основном, осталось на местах и при владычестве гуннов, тюрок и хазар. Археологические раскопки показывают, что обычай ношения нательных крестов в России относится к временам государства гуннов, причём его не было на Украине и в Белоруссии ещё в 17 веке, что показывает преемственность обычаев с древнейших времён ещё до хазарского периода. Среди донских казаков до Октябрьской революции было много мусульман и иудеев, как и среди хазар. Ввиду ликвидации казаков-иудеев в ходе расказачивания в годы гражданской войны как «верхов казачества», по мнению атамана Бориса Александровича Алмазова, сейчас уже не определить, являлись ли они в наибольшей мере сохранившими хазарские обычаи, в том числе, одну из хазарских религий (наряду с христианством, исламом, тенгрианством), потомками хазар или образовались в результате возвращения небольшой части переселённых на Дон после Смоленской войны смоленских евреев к иудаизму, или они — смешанного происхождения (переход отошедших от православия смоленских евреев в религию казаков-иудеев). В пользу первой и третьей версии, по мнению Б. А. Алмазова, говорит всё же наличие совершенно отдельной от всех остальных конфессий иудеев — и раввинистического иудаизма, и караимских — особой конфессии казаков-иудеев. Найти документы казаков-иудеев для решения этой проблемы и, главное, для восстановления сведений о древней истории казаков и всего ныне широко разветвлённого русского народа, к чему стремится Б. А. Алмазов, очень сложно ввиду отсутствия уцелевших представителей этой конфессии и их потомков. (Современные казаки-иудеи — это евреи, вступившие в казаки после Февральской революции). Архив Войска Донского сгорел в 1744 году после указа императрицы Елизаветы Петровны о недопущении всех имеющих отношение к евреям казаков к участию в заграничных походах, чтобы они не могли компрометировать христианскую Россию за рубежом сообщениями о наличии в России несовместимого с христианством антисемитизма. Но архивы казаков-иудеев хранились отдельно и не сгорели, поэтому представляют особую ценность. Впрочем, казаки ассимилировали очень много людей со всей России и многих других стран Евразии, и их правильнее характеризовать не как потомков, а как основных наследников хазар. Причём многие обычаи и порядки хазар были унаследованы не только казаками и русскими, но и Крымским Юртом (например, хан и бейлербей — аналоги кагана и каган-бека соответственно), а Крым и Северный Кавказ часто именовались Хазарией (например, так назывались генуэзские колонии в Крыму и на Северном Кавказе). Интересно, что в 15 веке Интериано наблюдал хазарскую и русскую боевую причёску («оселедец») у адыгов. На встрече с руководством Турции в октябре 2012 года Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «старые казаки» — герои турецких народных легенд — это предки казахов. «Старым казаком» русские называли и Илью (само имя Илья заимствовано у хазар, и среди всех православных народов встречается только у русских, украинцев, белорусов, грузин) Муромца. (Причём во многих былинах сохранилось произношение «Муровец», а город Муров по дороге из Чернигова в Киев был населён северой). Действительно, преобразованное в «козак» название «козар» — одного из военных сословий Каганата — стало у многих народов названием сильного, вольнолюбивого военного человека (хотя осетины так называли невольника из военных, а на севере России так называли батраков, не подёнщиков. Казак означал не происхождение, а работника атаманов («Не воры мы и не разбойнички, Стеньки Разина мы работнички», но и слово «хазары» (русские называли их «козары»), как и «мишари», тоже могло означать категорию вольных людей-наёмных работников). Казаком называл себя в своих стихах основатель династии Великих моголов Бабур. По мнению авторов Военной энциклопедии 1911 года, слово «козар» происходит от монгольских (и, возможно, сяньбийских и гуннских) слов «ко»-броня, защита и «зар» — граница — и означает «защитник границы», хотя они подчёркивали, что это — их оригинальная версия. Автор «Истории казаков» А. А. Гордеев считал, что заимствованная у хазар военная организация позднейших тюркских и монгольских государств была затем заимствована русскими, которых призывали в свои войска монгольские ханы в рамках «налога кровью» (аналога девширме у османов, но без смены вероисповедания), так же, как и казахами (сами себя они называют казаками, а х было введено в русском языке искусственно, чтобы избежать смешения с казаками) и другими, и, казаки, в основном, — главные преемники и наследники хазар, и лишь в меньшей степени их потомки, хотя и это утверждение может быть справедливо в отношении многих родовых казаков. К тому же этногенез отдельных групп казаков нужно рассматривать отдельно. Несмотря на частое смешивание хазар и казаков самими казаками симптоматично чёткое разделение между казаками и «старыми казаками» (видимо, хазарами) в народном фольклоре других русских, украинцев, белорусов, полешуков, русинов (хотя, как отмечал Л. Н. Толстой, «весь наш народ хочет быть казаками»), турок и т. д., да и сами казаки говорили, что они — русские или хотя бы из хазарорусского народа, и на часто подразумевающие нерусских прозвища типа козарлюги, казара, казарра просто не обижаются, их не стесняются и сами широко используют как свои этнонимы.

0

45

Версию происхождения запорожского казачества от черкесов считаю более верную,чем от происхождения хазар, хотя само понимание термина казачество возможно происходит от рода деятельности и имеет более глубокие корни и здесь не исключаю присутствия хазар!

Очерки истории черкесов от эпохи киммерийцев до Кавказской войны
фрагмент из книги С.Х. Хотко Очерки истории черкесов от эпохи киммерийцев до Кавказской войны.

«…Таким образом, средневековая адыгская диаспора в Восточной Европе имеет значительную предисторию. Мы можем здесь отметить, что если с XIII в. эта эмиграция проходила под именем черкесов, то до того - под именами сармат и алан. Еcтественно, что этнонимы сармат и алан покрывали также осетин и вайнахов, т.е. большую часть горцев Северного Кавказа. В «Аланском послании» епископа Феодора (1240 г.) отмечается склонность алан покидать свою родину - северокавказскую Аланию - и расселяться по всей Скифии и Сарматии, т.е. по всей Восточной Европе. На месте днепровской Черкасии в V-XII вв. существовали аланские и асские городки. Г.В. Вернадский отмечает эту связь аланской и черкесской диаспоры. Он подчеркивает, что город Черкассы в нижнем течении Днепра был основан выселенцами из Черкесии точно также, как старая столица Молдавии - Яссы - была основана ясами-аланами. Река Прут до XIII в. носила название Алания и считалась границей, за которой начинается Сарматия. Этнические аланы удерживали власть в Молдавии с V в. и до монгольской эпохи. Отсюда они в V в. оказывали военную поддержку группировке своих соплеменников в Константинополе во главе с семейством Аспара-Ардабурия. Лишь в 1290-е гг. они уступили Молдавию монголам и перешли в Византию, где поступили в кавлерию Андроника Палеолога. Аланы получили во владение город Магнезия в Западной Анатолии, прямо напротив динамично развивающегося османского бейлика. Они оказали ценную помощь византийцам в их борьбе как с османами, так и с безмерно усиливавшейся армией наемников-каталонцев. Последние во главе с графом Рожером де Флор создали фактически независимое государство по берегам Мраморного моря и только противодействие аланов спасло дом Палеологов. Пребывание алан в Молдавии оставило множество следов в языке и топонимике. Одеяние молдавских бояр - есть образец северокавказской моды XIII в. Чрезмерно длинные рукава боярских шуб и парадных черкесок; высокие шапки-калансувы и некоторые другие детали роднят молдавский аристократический облик с русскими боярами, и с черкесами, и с мамлюками, имевшими так называемые «шубы почета» с очень длинными рукавами и столь же высокие шапки. Аль-Макризи (XIV в.) подчеркивает именно черкесское влияние на одежду мамлюков. Аланское влияние в Молдавии отмечено и в том, что понтийский (адыгский) антропологический тип широко распространен в современном населении этой страны, а также в некоторых районах Румынии.
Клавдий Птолемей, введший подразделение Сарматии на Европейскую и Азиатскую, определил географическое различие, но не имел ввиду этническое различие. В начале эры группа близкородственных северокавказских этносов населяла всю Сарматию от Дуная до Волги. Вторжение готов и гуннов положило предел этнической однородности Сарматии. Ее европейская часть стала как бы проходным двором: здесь проживали угорские, тюркские, германские и славянские племена. Время от времени сюда вторгались горцы Кавказа. Матвей Меховский назвал свою работу «Трактат о двух Сарматиях» не только из-за общей склонности к употреблению терминов из античной этногеографической номенклатуры, но и в том числе из-за сохранения северокавказского влияния на Украине XVI в. То есть, уроженцы Азиатской Сарматии (Черкесии) переселялись в Европейскую Сарматию (Украину и Польшу). Во времена Меховского Украина чаще всего и называлась Черкасией. Имея дело с двумя Черкесиями, польский автор провел аналогию с двумя Сарматиями. В польской историографии XVI—XVII вв. доминировало мнение о сарматском происхождении шляхты, т.е. господствующего слоя страны. Эта теория была укорена глубоко в сознание польских магнатов и интеллектуаллов. «Сарматизм» польской историографии был призван подчеркнуть иноэтническое и престижное происхождение польской элиты. Действительно, вполне вероятно, что первое социальное расслоение населения древней Польши произошло именно в сарматскую эпоху. В III в. до н.э. территория Польши входила в состав сначала Скифии, затем Сарматии. В позднелатенский археологический период в «Польше» появляется около 50 мощных курганных захоронений, получивших условное обозначение «княжеских». Они содержат сарматский набор вещей: мечи, наконечники копий, кинжалы, кубки и роги для питья. Ряд римских авторов локализует войну между царскими сарматами и их рабами на землях, лежащих к востоку от Германии и на север от Паннонии - т.е. в «Польше». Царские сарматы-язиги потерпели поражение от зависимого населения и ушли на юг. Эти сообщения говорят о конфликте между этническими сарматами, уроженцами Западного Кавказа, и славянами-ляхами. Г.В. Вернадский утверждает, что все правящие восточнославянские кланы были сарматского происхождения. «Сарматизм» как явление в духовной жизни поддерживался самими польскими королями: Сигизмундом I Августом, Сигизмундом II, Яном Собесским. Герб первого польского короля Мешко I Пяста представляет собой сарматскую тамгу. Имя Мешко и его вторая форма Мисико имеют отчетливый черкесский облик и могут быть этимологизированы на материалах адыгского языка. По-польски и вообще по-славянски Misiko не имеет никакого смысла. По-адыгски, где - ko «сын», a mez «лес», mishe «медведь» вполне приемлемый антропоним возможен. Но ko (къо - кях., къуэ - каб.) имеет еще значение «кабан», «хряк», a meziko - мэзыкъо - дикий кабан, лесной кабан, вепрь. Здесь стоит вспомнить, что русские князья очень часто обзывали потомков Мешко I - Мешко II и Болеслава Храброго - кабанами и вепрями. Указания на эти сравнения с кабаном содержатся в хрониках Галла Анонима, Винцентия Кадлубека, и в русских летописях. Весьма интересно, что польские династы не обижались сравнением их с кабаном или вепрем: Мешко, например, ответил Ярославу: «Да, я вепрь, но я лежу в луже русской крови, пролитой мною». Якуб Израильтянин, посетивший Краков в правление короля-основателя, отметил, что имя его Мшка, а его гвардию составляют 3000 отборных всадников в доспехах, при помощи которых он держит во власти огромную страну. Конная гвардия Пяста, согласно еврейскому путешественнику, называлась дзра. Этот термин не был объяснен академиком Куником, издателем и переводчиком Якуба. В адыгском дзра сопоставим с дзэ «войско», а в абхазском хъзра «долгий поход». На наш взгляд, и Мешко-Мисико, и дзра должны быть причислены к тому ряду адыгизмов (унеин, тиун), которые зафиксированы в письменных памятниках восточнославянских стран Х-ХП вв. Польско-прусский термин «Помезания» использовался в значении «Полесье», имея ввиду мэз «лес». Ян Потоцкий, посетивший Черкесию в конце XVIII в., при виде кабардинского князя воскликнул: «Вот истинный сарматский скептух».
В период позднего средневековья и начала нового времени - особенно в XVI-XVII вв., когда Речь Посполитая пребывала в зените военно-политического могущества - польские короли проявляли устойчивый интерес к Черкесии. Они целенаправленно формировали черкесскую диаспору в своих владениях как в целях использования их навыков в сфере конной войны, так и для того, чтобы поставить под свой контроль стихийную черкесскую эмиграцию на Украину.
В 1561 г. Сигизмунд II Август с почетом встретил группу адыгских аристократов, чьи имена были записаны в королевский шляхетский реестр. В 1562 году западноадыгские жанеевские князья - Онышко, сын владетельного князя Жанетии Сибока Кансауко, родственника Сибока; Темрук и еще один их брат Солгин Шимеко - в окружении отряда из 300 уорков прибыли в Краков ко двору Сигизмунда. Вскоре сюда же прибыли жанеевские князья, известные как Касим Камбулатович и Гаврила Камбулатович Черкасские. Жанеевские князья были причислены к князьям Речи Посполитой, а их вассалы получили дворянский-шляхетский статус. Некоторые из черкесов приняли католичество, но большая часть осталась православными на византийский манер. Хотя, как отмечает новейший исследователь этой проблемы Мартин Кружинский, все они были язычниками.
Темрук и Солгин проявили себя чрезвычайно ярко как военачальники, будучи зачислены в чине полковников в польскую кавалерию. Их уоркское сопровождение и приток новых наемников из Черкесии стало основой для формирования двух особых «пятигорских» полков. «Пятигорье»-«пятигорцы» в этот период синонимичны «Черкесия»- «черкесы». Кружинский отмечает, что до наших дней дошло множество свидетельств воинской доблести польской общины черкесов. "Когда 13 апреля 1572 года, - пишет Кружинский, - сильная турецкая армия атаковала польские войска в Молдавии, все польские части в панике покинули поле битвы и только Темрук с его «пятигорским» полком остался и сражался до тех пор, пока польские отряды не вернулись и не остановили турок». Рыцарство Темрука было вознаграждено высшими титулами и наградами со стороны Сигизмунда и сейма. Жанеевский аристократ получил в наследственное владение огромные поместья в Подолии, под Киевом и в Литве с 50000 крестьян. Очень скоро черкесские князья и уорки стали неотъемлемой частью высшего управленческого класса польско-литовского государства. Большинство из черкесов стали помещиками в Белорусии, Подолии и некоторые - на севере Польши. Черкесские конные полки или пятигорские хоругви сохраняли статус элитных частей вплоть до 1795 г., когда Речь Посполитая прекратила свое существование. Черкесы с течением времени ассимилировались, гибли на войне и «пятигорские» полки уже в конце XVI в. стали комплектоваться из поляков, литовцев, украинцев и татар. Тем не менее, польское командование на всем протяжении XVII в. и XVIII в. поддерживало черкесский облик этих соединений за счет закупок доспехов, оружия, коней и амуниции в Черкесии или в Крыму, где все это продавалось в изобилии. Более того, «пятигорские» полки сохраняли военные приемы, тактику боя и индивидуальной подготовки первого черкесского состава. Это было возможно еще и потому, что в XVII веке в Речь Посполитую продолжали прибывать новые отряды наемников из Черкесии. Польские короли регулярно направляли посольства в Черкесию с целью заключения конвенций о найме солдат. Ввиду русской ориентации Кабарды, в Речь Посполитую устремлялись, в основном, уроженцы Адыгеи - жанеевцы, хатукаи, темиргоевцы, шегаки и др. Сегодня, польские историки отмечают непропорционально большое влияние, которое черкесская диаспора оказала на эволюцию польского военного искусства. Черкесские наемники особенно ярко проявили себя в польско-шведских и польско-османских войнах XVII в.
Король-воитель Ян Собесский, разгромивший османскую армию у стен Вены в 1682 г., привлек в свою армию несколько тысяч черкесов. Б. Барановский отмечает, что Ян Собесский одевался в черкесскую одежду и ездил на черкесском скакуне. Ему подражали придворные и офицеры. Польские послы в Стамбуле появлялись в черкесской одежде, что ни мало изумляло европейских наблюдателей. Действительно, увлечение черкесским стилем в католической, европейской державе выглядит, по меньшей мере, неожиданно. Но легко объяснимо - высокий социальный статус черкесской общины, превосходство всех элементов всаднической культуры Черкесии определяли это увлечение. Еще один серьезный фактор - сарматизм польской генеалогии. И Сигизмунд, и Собесский, и любой образованный поляк знал, что территория Азиатской Сарматии совпадает с современной им Черкесией. В лице Онышко, Темрука, Шимеко и всей массы черкесского войска польская шляхта общалась с народом, представители которого сыграли важную роль на заре польской истории. Польские аристократы считали черкесов сарматами, а те и своими облегающими доспехами, и всадническим образом жизни вполне оправдывали гордое имя сармата.
Эмиграция адыгов в страны Восточной Европы носила не только военный, аристократический характер, но и простонародный, крестьянский. Адыги-крестьяне могли покидать родину вслед за своими господами, но чаще всего стихийно, соблазнившись свободными землями, возможностью самим решать свою судьбу. Многие из них вступали в казачье братство в Запорожье. Адыги могли с легкостью проникать на Украину морским и речным путем, т.е. пользуясь теми транспортными артериями, которыми так и не сумели овладеть кочевники. В этой связи мы можем предположить, что на Украину таким путем проникали в большей степени уроженцы горных, приморских областей Черкесии, имевшие репутацию превосходных мореходов и пиратов. Здесь надо вспомнить указание Арнольда Тойнби на то, что первые казачьи общины возникли по островам Днепра и удержались внутри тюркского мира именно благодаря тому, что занимались пиратством: степь принадлежала тюркам, а реки казакам. Но к XIV-XV вв. мореходные навыки и, тем более, традиция морского разбоя были давно утеряны и в среде южнорусского населения. До прихода монголов русские уже два с половиной столетия не знали моря, выход к которому был отрезан сначала печенегами, затем кипчаками. Последние примеры русского пиратства относятся к Х в. Напротив, горы Адыгеи всегда давали прекрасную возможность к пиратству, традиция которого не прерывалась здесь со времен Страбона. Образование первой казачьей республики на Хортице - есть результат адыгского пиратства, нуждавшегося в крупных операционных базах вне метрополии. Новейший исследователь темы казачьего мореходства В. Королев (Ростов-на-Дону), подчеркивает значимость черкесского фактора: «Казачья морская история резко противоречит довольно популярной «татарской» гипотезе происхождения казачества по той причине, что татары не занимались мореходством. Из восточных версий подходящей с морской точки зрения оказывается «черкесская» гипотеза. В XVI в. черкесы (адыги) жили на побережье Азовского моря; в том числе в дельте Дона, и только потом были оттеснены на Таманский полуостров, а в последствие и в горы. От упомянутого столетия дошло довольно много информации о черкесских действиях на море, вполне подобных казачьим. Морская активность адыгов продолжалась вплоть до Кавказской войны XIX в., и известны случаи нападения черкесских судов на корабли российского Черноморского флота. При этом надо подчеркнуть, что гребные суда адыгов внешне напоминали казачьи струги. Но их детальным сравнением пока никто не занимался, и трудно сказать, есть ли в этом сходстве «генетика»».
Перемещение масс населения из Черкесии на Украину не связано исключительно с историей образования казачества, но последнее, без сомнения, впитало в себя большую часть адыгской эмиграции начиная с XIV-XV вв. Термин казак уже породил в историографии множество дискуссий. В тюркских языках он имеет толкование «свободный человек», «пограничный житель» и впервые упоминается в Тарих Рашиди в середине XV в. Прояснение этимологии этого термина не входит в наши задачи. Ясно, что этот термин в XIV-XV вв. не имел определенного этнического содержания и употреблялся по адресу славян, тюрок, черкесов и других национальных групп. Северные узбеки, населявшие среднеазиатскую степь и не вошедшие в состав централизованного узбекского государства со столицей в Самарканде, получили в XV в. название казаков. Пиратская республика на Хортице, по всей видимости, черкесская по происхождению, получила название казачьей. Ватаги разбойников, уроженцев южнорусских областей, Литвы и Северного Кавказа, также звались казаками. То, что в среде раннего казачества доминировали черкесы, определило и название украинских земель Черкасией. Разница между терминами черкас и черкес исключительно звуковая, но не содержательная. До XVIII в. включительно адыгов на Кавказе русские и европейские источники называли черкасами, а их страну Черкасией. Другие произношения: шаркас, джихаркас, джарказ, циркас, таркас и т.п. Филипп Брун, автор двухтомного трактата «Черноморье» отмечал, что в источниках XIV-XV вв. под термином казак подразумевались исключительно черкесы. Эдмунд Спенсер также считал черкесскую эмиграцию и наемничество определяющими факторами в появлении такого социального феномена, как казачество: «Вероятно, черкесы, которые на протяжении веков вели полувоенный, полубандитский образ жизни и бывшие одновременно телохранителями султанов Египта, Турции и Крымских ханов были известны окружающим народам под этим названием (Kassack), которое давалось каждому племени, ведшему такой образ жизни».
Академик Н.Я. Марр обращал внимание на возможную генетическую и лингвистическую преемственность этнонимов казак и касог. Одна из форм термина касог - касах или касак. Персы именовали так жителей Западного Кавказа. Затем этот термин переняли арабы (кашак у Масуди). Г.А. Меликишвили считал возможным возводить касогов-кашагов к кашкам (кашк, каск), хаттоязычному этносу на северо-востоке Анатолии. Взаимосвязь этих разновременных этнических наименований хотя и проблематична, но вполне вероятна: точно также как анатолийские кашки совпадают с западнокавказскими кашаками, так и соседи кашков абешла напоминают нам самоназвание абхазов - апсуа, а также термин апсил, название одного из племен абхазского средневековья. Эд. Гиббон (конец XVIII в.), один из лучших знатоков истории Черноморья, писал: «Казаки были черкесские эмигранты, их первоначальная родина находилась среди западных областей Кавказа и называлась во времена Константина Порфирородного Касахией». Автор истории Крымского ханства И.Э. Тунманн (конец XVIII в.) относил появление первого казачьего сообщества к XV в. и считал его следствием черкесской эмиграции: «Черкесы завладели Керчью в Крыму, часто нападали на этот полуостров и другие европейские местности, сделались основным составом образовавшихся тогда казацких народностей и основали в Египте знаменитую династию. Кубанские черкесы удерживались как на Кубани, так и на Дону. Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими, донское казацкое государство». Эта цитата из Тунманна многократно воспроизводилась в XIX веке (С. Броневский, И. Бларамберг и др.). Сам первоисточник при этом не упоминался, а мнение Тунманна не оспаривалось. Привлекательность этого отрывка заключалась в том, что Тунманн кратко и точно отобразил наиболее яркие проявления черкесского средневековья: создание черкесского государства в Египте (1382-1517гг.) и первой казачьей-черкесской республики на Украине. Эти события были связаны с особенностями социального развития Черкесии в XIII—XV вв., вызвавшими перманентную эмиграцию. Неслучайно, что и Эд. Спенсер увязывал усиление мамлюков и казаков с проблемами эмиграции из Черкесии.
В российской историографии проблема черкесского присутствия на Украине не ставилась и не получила до сих пор сколько-нибудь детального освещения. Вместе с тем, мнение о черкесском происхождении казачества высказывали (одной-двумя строчками или одной страницей) основатели исторической науки в России И.Н. Болтин, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин. Они с уверенностью отмечали черкесское происхождение первых казачьих отрядов, но столь же уверенно сводили черкесский фактор к минимуму - эмиграция носила разовый характер, ее инициировали ханы или баскаки Золотой Орды, а черкесы-переселенцы очень скоро ассимилировались. И эти, и все другие историки знали и признавали тот факт, что сама страна Украина носила название Черкасии с XV по XVII вв. Уже одно это обстоятельство должно было сподвигнуть исследователей на предметный и неспешный анализ темы, но за исключением двух или трех статей на протяжении двух веков, которые далеко не исчерпывают этой темы, мы не имеем значимых результатов. Причина игнорирования этой темы - исключительная зависимость историка от власти в нашей стране.»

«…Многие из этих черкесов, по всей видимости, навсегда остались на Руси. Мы можем предположить, что такие фамилии как Бган, Касогов, Хетитов, Нардуков восходят к касожской диаспоре XI-XII вв. К этому периоду относится и дискуссионная проблема этнической атрибуции так называемых «черных клобуков », занимавших земли к югу от Киева и Чернигова. «Черные клобуки» вели оседлый образ жизни, жили хуторами, но не имели городов и четко выраженной государственной организации. Антропологически они принадлежали к средиземноморско-балканской расе. Они имели репутацию превосходных всадников и их с охотой принимали на службу князья Киева. В целом, большую часть домонгольского периода «черные клобуки» являлись союзниками русских, за что страдали от нападений половцев. К коалиции «черных клобуков» принадлежали мелкие племена ковуев, или куев, торков и берендеев. Все эти всадники носили высокие черные конусообразные шапки - отсюда и название «черные клобуки». Подобный головной убор был характерен для абхазо-адыгов от эпохи сарматов до XIX века. Необычно высокие колпаки (абх. хылпак – шапка, где (а)хы – голова, (л)пак (ее) покрытие) носили адыгские аристократы-уорки, а затем все, кто мог это себе позволить. Этот головной убор стал очень популярен у садзов, убыхов и западных абхазов. В XIV в. черкесы в Египте носили такие высокие черные колпаки, что резко выделяло их из местной и мамлюкской-тюркской среды. Т.Д. Равдоникас, признанный специалист в истории одежды населения Северо-Западного Кавказа, особо отмечает, что конусообразные высокие шапки являлись характерной чертой абхазо-адыгского костюма на протяжении 2—2,5 тысяч лет. Очень важно, что позднейшие русские летописцы XIV-XVBB. отождествляли «черных клобуков» именно с черкесами. Вот, например, отрывок из сводов Воскресенской и Киевской летописей: «И сконе свою дружину пойде, пойма с собой Вячеслав полк весь и вся черные клобуки, еже зовутся черкасы». Имея в виду этот серьезный источниковый фон нам представляется неуместной та легкость и безаппеляционность, с которой некоторые отечественные авторы относят «черных клобуков» XI-XII вв. к тюркам. Мы, в свою очередь, можем предположить, что «черные клобуки» в Поднепровье являлись остатками старого сарматского населения. Таким образом, они вряд ли являлись эмигрантами из Касогии (Черкесии), но этнически и культурно были связаны с абхазо-адыгским миром Западного Кавказа, Собственно «казачья» эмиграция из Черкесии началась в золотоордынскую эпоху. «В 1282 году, - отмечал И.Н. Болтин, - Баскак Татарской Курскаго Княжения призвал Черкес из Бештаю или Пятигорья, населил ими слободы под именем козаков. Разбои и грабежи, производимые ими, произвели многие жалобы на них; для коих наконец Олег Князь Курский, по дозволению ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежалися. Сии совокупясь с Русскими беглецами, долгое время чинили всюду по дорогам разбои, укрываясь от поисков над ними по лесам и оврагам. Много труда стоило всех их оттуда выгнать и искоренить. Многолюдная их шайка, не обретая себе безопасности там, ушла в Канев к Баскаку, который и назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они и построили себе городок и назвали Черкаск по причине, что большая часть их были породою Черкасы». Говоря о черкесской эмиграции на Украину и в Россию И.Н. Болтин опирался на Лаврентьевскую летопись, но те листы, содержащие эту информацию, были утеряны в XIX в. Мы можем с уверенностью сказать, что цитата из Болтина является очень точным пересказом соответствующего места из Лаврентьевской летописи. Эта уверенность основана на том факте, что другие крупные историки XVIII в. - В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин - также пользовались этим летописным сводом и так -же точно установили черкесскую природу ранней казачьей общины на Днепре. В.Н. Татищев явно читал тот и же источник, что и Болтин: «Первые казаки сброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре , построили». Карамзин отмечал эт ническую взаимосвязь «черных клобуков», берендеев, торков, касогов, черкесов и казаков.
Эмиграция черкесов на Украину в XIV-XV вв. носила столь масштабный характер, что сама страна получила название Черкасии. Это название удерживалось в официальных документах вплоть до начала XIX в. «До царствования императора Александра 1-го, отмечал украинский историк В. Гатцук, - когда кавказские Черкесы, не пожелавшие-добровольно покориться, были объявлены «врагами России», - не только русский народ, но и официальные бумаги называли Малороссиян Черкасами».
Сведения о средневековой адыгской диаспоре на Украине достаточно разнообразны и подробны. Трудность анализа состоит в том, что адыги селились по преимуществу в юго-восточных районах Украины, которые входили в состав Речи Посполитой номинально, очень часто здесь даже не было представительств общепольских государственных институтов, как например в Киеве или в Полтаве. Соответственно этот регион был слабо затронут письменной традицией Кракова или Варшавы. Прибытие эмигрантов из Черкесии никто не фиксировал, а то обстоятельство, что черкесы принимали христианские имена лишь добавляет проблем в изучении этой непростой темы.»

Отредактировано Зорро (2013-03-25 12:31:12)

0

46

Славен
Теперь про казаков, что Вас смущает украинцы=запорожцы+славяни+тюрки?

0

47

Наводжу вам імена козацьких ватажків та гетьманів Запоріжжя, до Хмельницького.

Як ви думаєте, скільки серед них було "родових" козаків, а скільки шляхти та міщан ?!.

Я це до того, щоб ви могли зрозуміти з якого тіста складалися Запорожці, з "черкасів" чи русинів...

Козацькі ватажки
1486—1492
Юрій Пац

1488—1495
Богдан Глинський

1492—1505
Дмитро Путятич

1510—1524
Сенько Полозович

1514—1535
Остафій Дашкевич

1516—1528
Предслав Лянцкоронський

1550—1557
Дмитро Вишневецький

1568
Біруля Мадський

1568
Карпо Масло

1568
Андруш

1568
Лісун

1568
Яцько Білоус

1568
Андрій Лях

1577—1578
Іван Підкова

1578
Лук'ян Чорнинський

1581
Самійло Зборовський

1584
Богдан Микошинський

1585
Михайло Ружинський

1585
Кирик Ружинський

1585
Захар Кулага

1586
Лук'ян Чорнинський

1586
Богдан Макошинський

1588
Потребацький

1589
Захар Кулага

1594
Богдан Микошинський

1594—1596
Григорій Лобода

1594—1596
Северин Наливайко

1596
Матвій Шаула

1596
Криштоф Кремпський

1596
Криштоф Нечковський

1596—1597
Гнат Василевич

1597
Тихін Байбуза

1598
Флоріан Гедройт

1598
Мітловський

1602—1603
Іван Куцкович

1603
Іван Косий

1606
Григорій Ізапович

1606
Самійло Зборовський

1606
Богдан Олевченко

1617
Дмитро Барабаш

1618
Михайло Скиба

1619—1621
Яцько Неродич

1620
Петро Одинець

1624
Грицько Чорний

1625
Федір Пирський

1628
Грицько Чорний

1629—1630
Грицько Чорний

1630
Тарас Трясило

1632
Семен Перев'язка

1632
Андрій Діденко

1633
Дорофій Дорошенко

1633
Гиря Каневець

1633—1635
Іван Сулима

1636—1637
Василь Томиленко

1637
Павло Павлюк

1638
Яків Острянин

1638
Дмитро Гуня

1639—1642
Карпо Півтора-Кожуха

1642—1646
Максим Гулак

Ідея і Чин !
Ответ
Жалоба
Изменить
Андрій1492
Актив

Додайте ще до цього списку галичан Кшистофа Косинського та Петра Сагайдачного.....

Можем більшість розібрати за походженням!

0

48

Хоперець
И что,в 15 веке в Крыму в списках казаков только тюрские и армянские фамилии!

0

49

Я кажу про запорожців , а не не про козаків назагал, а нам відомо фактично усі імена ватажків і їхнє походження.   А те кого татари вважали козаками до виникнення війська низового, це цікава тема, але навряд чи прямо пов'язана з запорожцями.
Зараз є народ, який офіційно називається усіма тюркськими народами КАЗАКИ, ми їх казахами звемо, не виключено, що кажучи про кримські джерела ви не підозрюєте, що мова йде саме про казахів та чорних клобуків.....
Безумовно, що саме поняття  козаки запорожці перейняли з тюркської, але лише поняття та певний стиль життя, але не кров та більшість звичаїв.

Отредактировано Хоперець (2013-03-27 19:39:54)

0

50

Хоперець
Тогда давайте посмотрим на внешний вид запорожцев,не то, что в одежде,а и внешне имеют динарский тип.Почему тогда раз фамилии и имена все славянские или польские?Должны быть тогда нордриты или балтиды!

0

51

Фото у нас не збереглось запорожців нажаль, щоб сперечатися на цю тему)))     Сумніваюсь, що у всіх був динарський тип, адже більшість теперішних мешканців центральної України є альпінідами, а вони , теперішні мешканці , і є прямими нащадками запорожців.  І навпаки динарський тип - динарид, є притаманний мешканцям західної України. 

До-речі, змішаний тип динарид з альпінідом називається )))))  - карпатид !

0

52

Хоперець
Смотрите тему кто такие украинцы,там приведены и фото, а также ДНК - 21% семитская средиземноморская в большей степени динарская - I2 .
Откуда она взялась,а?

0

53

Та це малюнки, а по малюнках , при тому не з натури, а так по пам'яті чи з фантазії , не можна на типи дивитися. Та й не зрозумілі вони на тих середньовічних гравюрах.  Ось по реконструкції черепа можна.  Герасімов Сірка відтворив і є декілька з Берестечка відтворено, але цього на-жаль замало.   Під Берестечком могли бути черепи й не козаків , а селян з різних куточків України і Литви.

0

54

Хоперець
А ДНК тоже рисунки, откуда появились динариты?
Тогда почему же по Вашему запорожских казаков да и всё население называли черкАсами?Видать от нечего делать для веселья))).
Хотя Вы абсолютно правы, думаю всех присутствующих на сайте устроит такой расклад : запорожское казачество - это голубоглазые курносые блондины и их состав 40% русские, 30% украинцы , 20% поляки и 10 % белоруссы. :D  :D  :D
По поводу фамилий, как по Вашему Марк Измаил стал Марко Жмайло?

Марк Жмайло-Кульчицкий (Павел Измаил, укр. Марко Жмайло-Кульчицький; XVII век) — казацкий гетман (1625), предводитель названного его именем восстания против поляков в 1625 году.[1]

Отредактировано Зорро (2013-03-28 10:25:32)

0

55

Зорро написал(а):

Теперь про казаков, что Вас смущает украинцы=запорожцы+славяни+тюрки?

Меня смущает:

1) Украинцы = козаки (народ) - уже писал это.
2) А тепер еще и то, что запорожцы (новая нация???) отдельно от славян. Запорожцы сами по себе гремучая смесь народов (и славян, и тюрков, и евреев, даже китайцы попадались), но преимущественно из славян.

0

56

Славен
Я так думаю тут надо разделить термин казачество как таковой,тут не всё так просто.
А вот корни запорожцев , это переселенцы черкесы. Которые и были народом, со временем ассимилированным, а под казачеством понималось определённый род деятельности.

http://youtu.be/higN7aRbm9A

Отредактировано Зорро (2013-03-28 09:44:23)

0

57

http://youtu.be/-ow7J9vzcNM
История казаков с тюрскими и армянскими именами в Кафе.

0

58

Зорро написал(а):

А вот корни запорожцев , это переселенцы черкесы.

А я, по поводу корней, другие версии слышал... :-) Присутствие черкесов я не отрицаю, но про корни не уверен. Да и происхождение слова имеет множество версий, так что знать достоверно, что именно оно означало и у кого, мы не можем.

0

59

Славен
Я сейчас говорю не про происхождение термина казачество (Вы кстати ролик смотрели?), а о самом запорожском казачестве!Достаточно взглянуть на внешний вид и на одежду казаков , которая отличается от славянской! Да и у тюрков ДНК отличное от черкесов!

0

60

Зорро написал(а):

и на одежду казаков

Еще бы, караваны они, чьи грабили? :-)
Вы по одежде, судите какой национальности были люди? По такой логике, любившие носить черкески, барон Врангель и гетман Скоропадский, кавказцы?

Внешний вид? Хм... Вот смотрите, князь Святослав имел выбритую голову, носил чуб-оселедец и серьгу в ухе... такой же фасон весьма любим запорожцами, а между ними, ни много, ни мало, 500-600 лет! Можно ли из этого заключить, что Святослав был тюрком? Или запорожцы "слизали" такую моду с Святослава? Я, например, точно не знаю. А Вы вот взяли и по внешнему виду и одежде записали запорожцев к определенной национальности.

0


Вы здесь » Козацькі посиденьки » История казачества » Происхождение козаков.