Козацькі посиденьки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Козацькі посиденьки » Запорожское казачество » Возрождение запорожского казачества!


Возрождение запорожского казачества!

Сообщений 1 страница 30 из 76

1

Господа казаки!
Открыл эту тему для ведения дискуссий по поводу возрождения запорожского казачества,которое было на территории нынешней Украины.Прошу заметить,возрождения не названия,а культуры обычаев и традицийй,работа не лёгкая,поэтому и длительная.По скольку не все запорожцы уехали на Кубань,часть стала крестьянами,часть гусарами,часть дворянами и т.д. И мы живём не на Кубани, а на Украине, следовательно нам самим надо позаботиться о нашем возраждении,и мы имеем на это историческое право.
Так же предлагаю не цепляться каждому за разные столетия, а вернуться к ликвидации запорожской сечи, определить каким же оно было в действительности,и понять каким бы оно могло быть в 21 веке.И так, за работу!) :writing:

0

2

Давайте начнём сначала,и определим,кто такие запорожцы?

Сечевые и реестровые казаки
Казаки, живущие в Коше на запорожской сечи, именовались сечевыми или низовыми. Сечевые казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом. Казаки Войска Запорожского или реестровые казаки — это казаки, которые служили за жалование и привилегии (на современном языке — наемники) польскому королю или московскому царю. Реестровые казаки впервые были приняты на службу польским королем в 1572 г.

И так, давайте выберем модель,что наиболее приемлемо нам, служба или сообщество.

0

3

Войсковое и территориальное деление
Курень.В войсковом отношении Запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении — сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной организационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие «рота».

Запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые назывались «лыцарством» или «товарыством» (укр. товарищество). Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи неё и также входили в состав войска Запорожского.
Войсковые, куренные и паланочные РадыРада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября на Покров (храмовый праздник Сечи) и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого казака.

Административные и судебные власти в Войска Запорожского
Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул (укр. осавул), писарь и куренные атаманы. Это можно было условно назвать правительством Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д.

Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул «Его вельможность господин кошевой атаман». Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

В январе 1663 года, после отречения от власти Юрия Хмельницкого, в противовес наказному гетману Якиму Самко, в Запорожской Сечи был провозглашен «кошевой гетман» — Иван Брюховецкий. Гетман Яким Самко говорил царскому посланнику Фёдору Лодыженскому, что виновником этого является епископ Мстиславский и Оршанский Мефодий «и Брюховецкий по баламутству его называетца гетманом; а у них же в Запорогах от веку гетмана не бывало, а были атаманы, также как и на Дону…, а особного де кошевого гетмана в Запорогах николи не бывало, то же учинено вновь…».

Следующий шаг,выбрать управление!Каким оно должно быть!

0

4

Может по этому,на сегоднешний день,на Украине казачество разрозненно,нет единства,и не только в понимании.Ведь возьмём к примеру,не знаю там украинское,украинское-реестровое,вольное,запорожское,
запорожское низовое,верное, азовское и т.д. Все они ассоциируют себя с бывшим войском запорожским.Так почему бы не объеденится вокруг нашей истории,тоесть истории запорожских казаков,и это будет прочным фундаментом для возрождения традиций именно запорожского казачества.Все могут существовать, с теми названиями как есть,но для всез вместе мы будем запорожцы.Вместо круга,вернём старое название Рада, все вместе сможет гетмана выбрать.А для тех кто ассоциирует себя с донскими казаками и возможно живёт на землях войска донского,если такие есть в нынешней Украине,будут представителями донцов,как это было на Сечи был же Динской курень.
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ОБСУЖДЕНИЯ,А НЕ НАПАДОВ!

0

5

Зорро написал(а):

Сечевые и реестровые казакиКазаки, живущие в Коше на запорожской сечи, именовались сечевыми или низовыми. Сечевые казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом. Казаки Войска Запорожского или реестровые казаки — это казаки, которые служили за жалование и привилегии (на современном языке — наемники) польскому королю или московскому царю. Реестровые казаки впервые были приняты на службу польским королем в 1572 г.

Зорро, дело в том, что это очень осовремененный взгляд на вещи. Наёмничество рассматривалось как индивидуальное дело каждого: и нанимателя (если он имел такое право от имени короны или сам являлся владетельным феодалом), и наёмника (если он был лично свободен и не имел других обязательств по военной службе). Казаки же рассматривались, как коллективный вассал. И формула взаимоотношений всегда была: служба в обмен на землю и налоговые льготы (привилегии казацкие). Любая центральная власть рассматривала казаков как поселённые войска, а не как наёмников. Чисто в военно-организационном отношении у Вишневецкого, когда он срубил первую крепостцу под Сечь кроме местных русинских обычаев, православной веры, черкасских методов ведения войны перед глазами стоял пример Тевтонского ордена, сравнительно недавно ставшего вассалом польских королей. Т.е. он ясно себе представлял, что значит благочестие+целлибат как военный потенциал, направленный в нужное русло:)). А у Варшавы в 1572 г. был пример осаждённой турками Вены. И поляки отлично себе представляли, что после этого они для султана - личный враг номер один в Европе. Поэтому и поспешили обезопасить границу вооружённой самообороной по образцу имперских граничар.

    Но был один тонкий нюанс. Помните письмо польского короля Хмельницкому: "разве нет у вас сабель?", которое всё восстание делало легитимной войной одного вассала короны с другим?  Дело в том, что средневековое общество, в отличие от нашего, рассматривало "честную войну" как законное правовое деяние. То, что завоёвывалось, считалось законным приобретением завоевателя. Поэтому в условиях пограничья между цивилизациями христианской и мусульманской сичевики могли себе позволить абсолютную свободу. Для польской или российской короны Сечь располагалась за их границами, на завоёванных у татар землях. А для Крыма и Порты -  казаки были недовольными беглецами из христианских стран. Не только вооружёнными противниками, вторгающимися на малоосвоенные и ненаселённые земли, но и потенциальными союзниками на случай большой войны.

   Поэтому если брать как "точку восстановления" момент ликвидации Сечи Екатериной, то это событие приходится рассматривать в связи с учреждением Днепровской укреплённой линии (1770) и аннексией всего Крымского ханства (1783). Т.е. весь период жизни малоросийского казачества после 1775 года у нас в таком случае вылетает в трубу.

   Великодушно извините, но тогда это обычная игра в театрализованную средневековую реконструкцию. Вы же всерьёз не предполагаете в итоге поставить перед властями вопрос о передаче "новозапорожским казакам" земельного массива в Запорожской области и предоставлении права свободного владения там оружием? Максимум, на что способна общественная организазия как громада, объединение граждан - это поднять небольшое отдельное хозяйство, какое-нибудь загубленное сельцо. И попытаться возродить казачество в качестве аграрного движения, наподобие "дауншифтеров". Но деятельных энтузиастов сельского хозяйства, способных создать критическую массу в казачестве пока что не наблюдается. 

   А вот закона о казачьей службе от государства добиваться вполне реально и к обоюдной пользе и Украины и казачества. Поэтому лично для меня "точкой возврата" является 1917 год, например. А там, как круг или рада решит.

Отредактировано Вентерь (2011-08-29 08:47:29)

0

6

Вентерь
Не плохой ответ!Предположим,что оставили всё в средневековье,на сегодняшний день есть только общественные организации с незначительным количеством казаков и с разными названиями(что делает раздор).Я всего лишь предлагал брать запорожское казачество как фундамент,а не каждые полки или курени ну или переходные названия бывших запорожцев.И никуда не денется период каждого времени,мы все знаем что произошло с казаками на Украине.И от каких казаков Вы хотите оттолкнуться в 1917 году на Украине?И опять таки,о законопроекте который в крации читал в нете,всё сводится к роли дружинников,воспитанию молодёжи,охрана гос.границы(опять таки каждому её не доверят).Плюс прийдётся самим договариваться каждому в своём городе с местными властями о взаимодействии,а как договоришься,когда в отделении предположим 1 или несколько человек?Нет казаков......

Отредактировано Зорро (2011-08-29 14:26:02)

0

7

Паны казаки!
Хочу подчеркнуть,я не предлагаю возрождать то казачество,которое было в 17-18 веке,а всего лишь оттуда отталкиваться,тоесть от культуры,традиций,обычаев и законов.И модернизируя перенести их в 21 век, что оставить,а что нет!

Козаки цих військ притримувалися давніх традицій у господарюванні і здатні були створити такі господарства, які дозволяли задовольняти потреби не тільки їх сімей, а й забезпечити добробут війська в цілому та створити належні умови для виконання козаками військового обов`язку. Тому й бралися козаченьки спочатку за облаштування козацьких станиць, хуторів, військових земель, а згодом вже клопоталися і про визначення військової служби. Залишається сподіватися, що добре знані нами з художньої, історичної літератури козацькі хутори з їх квітучими садами, млинами, греблями, церквою та школою при ній — це надбання не тільки попередніх поколінь, а найближче майбутнє.

И поэтому предлагаю создать что-то(бизнесс,хутор,станицу,Сечь),чтобы приносило прибыль,для того чтоб обеспечали сами себя,тогда и станем независимы,и не будем полагаться только на одно государство!

0

8

Зорро написал(а):

от каких казаков Вы хотите оттолкнуться в 1917 году на Украине?

Если говорить исключительно о Украине, то в 17-м году было создано Вольное Казачество. (Холодный Яр)

0

9

Славен
Так вольное казачество не воспринимается насколько я понял и прошлого на сайте!

0

10

Зорро написал(а):

И от каких казаков Вы хотите оттолкнуться в 1917 году на Украине?

Это личная точка зрения, я вообще изначально для себя не ставлю целью от чего-либо отталкиваться кроме того, что имею. Нельзя быть " большим католиком, чем папа римский" и нельзя быть большим запорожцем, чем  исторические запорожцы. Но чётко знаю, что если называть вещи своими именами, а не плодить виртуальные сущности, то Господь совершит.
В 1917г. с уничтожением всех сословий в Российской империи утратили свой статус и казаки. Опять же, субъективно для себя я разделяю казачество как сословие, социальное положение по отношению к государству и конкретные казачьи войска как субъекты военно-административной системы этого государства. 

http://www.orluvka.h16.ru/iw08maloros2.html

Вот неплохая статья.Вечером постараюсь ответить подробно, а сейчас извините, работать надо.

P.S. В "Оплоте" вообще принято за правило, что войсковые традиции и исторические предпочтения личное дело каждого. Поскольку у нас есть и родовые казаки Тёрского, Азовского войск, малороссийского казачества и современные "городовые", и "белая кость". Всё как на Сечи.

Отредактировано Вентерь (2011-08-30 21:26:56)

0

11

Вентерь
В статье так же нашёл упоминание про Павла Скоропадского и его вольное казачество.Вот Вам и более позднее казачество в Украине.И какие будут предложения?Я лично убеждён, что без материальной базы или помощи государства.ничего не будет!

0

12

Зорро написал(а):

Паны казаки!Хочу подчеркнуть,я не предлагаю возрождать то казачество,которое было в 17-18 веке,а всего лишь оттуда отталкиваться,тоесть от культуры,традиций,обычаев и законов.И модернизируя перенести их в 21 век, что оставить,а что нет!

культура - или Вы её носитель, или нет

Обычаи и традиции - или вы их придерживаетесь  или нет, от них невозможно "отталкиваться" или следить за их выполнением другими наподобие комиссаров.

Законов - вот в том-то и заковыка, что эти законы нужно сделать приемлемыми для современного государства. Потому, что все другие пути - это большевистский курс на вооружённое восстание. Оно же терроризм современного мира или "Право войны" средневекового.

Отредактировано Вентерь (2011-08-30 14:00:12)

0

13

Зорро написал(а):

опять таки,о законопроекте который в крации читал в нете,всё сводится к роли дружинников,воспитанию молодёжи,охрана гос.границы(опять таки каждому её не доверят).Плюс прийдётся самим договариваться каждому в своём городе с местными властями о взаимодействии,а как договоришься,когда в отделении предположим 1 или несколько человек?

Качество, обычно, бьёт всё. Будет качество этой деятельности, будет и заинтересованность государства. Или о-о-очень большое количество может заменить качество.

Отредактировано Вентерь (2011-08-30 21:13:15)

0

14

Вентерь
Почему нам самим о себе не позаботиться?Ведь указы президента о возрождении казачества есть,разрешено существовать в виде общественной организации,что ещё ждём?

0

15

Вентерь

Вы всерьёз хотите "восстановить историческую справедливость" - раздать оружие и отменить налоги? Казачье войско или войсковая организация может быть на службе у государства, но заменить собою государство не в состоянии.

Ну два варианта,первый,Украина это потомок запорожского войска,и тут всё ясно живём как живём,и казаки это наша средневековая история как богатыри скажем и второй возродить старые казачьи традиции.Раду,курени и т.д.

0

16

Зорро написал(а):

Ну два варианта,первый,Украина это потомок запорожского войска,и тут всё ясно живём как живём,и казаки это наша средневековая история как богатыри скажем и второй возродить старые казачьи традиции.Раду,курени и т.д.

Это уже виртуальности начинаются. Украина - не "потомок" Войска. История Войска - одна из страниц истории Украины. Это всё равно, как рассуждать дочка больше папина или мамина....или вообще бабушкина внучка. Или Вы современную Украину до размеров Запорожья сократить хотите? Т.е чисто как идеологический продукт такое прокатит, всех первоклашек в козачата поверстают и дело в шляпе. Только с реальной историей это ничего общего иметь не будет. Возродить как фольклор, музей на Хортице в жанре живой истории? Тоже нужно, энтузиастов этого дела хватает.

0

17

Вентерь
Если так думать,то напрашивается один вывод,по-скольку казачество это один из этапой истории современной Украины,то на сегодня,нет смысла даже в возраждении казачества.Получится,как возрождать клуб богатырей,рыцарей,казаков,мушкетёров и т.д. Чем и занимаются реконструкторы.Это прошедший этап нашей истории!В чём тогда разница между общественной организацией богатырей и общественной организацией казаков?

0

18

По-моему, Вы просто смешиваете "в один флакон" разные вещи. Для меня история Запорожского войска и история государственной власти не тождественны. Почему я так считаю, я постарался объяснить: потому, что Запорожское войско  - это субъект феодального права 16 века. Вассал польской и Русской корон в различные периоды. На своей территории - свои законы и обычаи, как и в любом западноевропейском  герцогстве. Могло ли на его основе вырасти независимое государство? Теоретически могло, наверное. Но тогда оно перестало бы быть войсковым сообществом равных. Т.е. военной демократией, а поднялось на следующую ступень развития. Ближайший пример - Орденское государство. То же войско - Орден, основывает на своих землях города, стимулирует переселенцев, предоставляет охрану хозяйственной и торговой деятельности и становится феодальным сеньором по отношению к населению. История Ордена - одна из страниц немецкой истории, но никто всерьёз не утверждает, что это история ФРГ. Германское государство древнее орденского и его развитие шло параллельным путём. Более древний пример Спарты можно ещё привести. Но это всё сплошная виртуальность. Самодостаточным независимым государством Запорожье никогда не было. Это миф, созданый исключительно для пропаганды. Просто люди у нас плохо представляют себе устройство Речи Посполитой и не представляют себе места в нём Сечи. Доходит до полного абсурда иногда. Помните, не так давно по радио крутили короткие инсценировки? В одной из них утверждалось, что на Запорожье изобрели в 16 веке казнозарядное орудие, которое Крупп стал выпускать в конце Х1Х века.

Отредактировано Вентерь (2011-09-03 12:10:26)

0

19

Вентерь
А это что???
Козацкая  Республика  Запорожская  Сичь.

На широких пространствах, которые тогда называли  Козацкая  Республика  Запорожская  Сичь, то есть Козачьими землями на рубеже цивилизованного мира, с новой остротой разгорелась  давняя борьба между оседлым людом и кочевниками. Казаки – это  воинственный гордый и древний  народ, имевший  свои  собственные  огромные  территории ,  своё   собственное оружие, с раннего детства обученные военному делу и  объединенные в формирования, готовые сражаться в случае нападения.    Выходя на ведущее место в украинском  обществе, казаки  принимали   активное участие в решении ключевых вопросов   жизни  Казачьего  Народа.
Собственно, присутствие “Дикого поля” сделало возможным усиление  казачества и дало возможность магнатам обрести огромные землевладения. Взрывоопасность ситуации усиливалась слабостью  королевской власти в Речи Посполитой. В Украине  издревне  было  Казацкое  Государство, Казачья  Республика  которая  сама избирало своих лидеров –гетманов-атаманов, то есть  призидентов, одновременно осуществлявших и гражданскую власть, и имело собственную  козацкую конституцию. Казаков объединяла Запорожская Сечь, которая была  общественно-политической и военно-административной организацией,
возникшей в первой половине XVI века за днепровскими порогами в районе  острова Хортица.
Часть казаков, чтобы избавиться феодального гнета, отступила на Юго-восток, в район нижнего течения Днепра. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения.Таким образом, возле  порогов, как и раньше на Среднем Приднепровье,столкнулись две  колонизационные волны: господская – в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и
народная, которую представляли запорожские казаки. Постоянные нападения  врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основывали отдельные городки или «сечи». Позднее, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки объединились в одну Сечь. Запорожская Сечь оказала большое влияние на развитие Козацкой  Республики в Украине  и ход  козечей   истории в целом. Украина появилась на политической карте Европы благодаря непрерывной борьбе за независимость и победе в национально-освободительной борьбе 1648-1654 годов. Петр Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа – самые выдающиеся гетманы и политики того периода. В южных степях Украины текла своя жизнь. Исконную вотчину кочевников освоили татарские орды. Постепенно оседая в Крыму, особенно в его степной части, татарские племена осваивались и становились все более независимыми от Золотой Орды, раздираемой внутренними конфликтами. Крымские ставленники хана – эмиры – постепенно приобретали влияние и независимость, и в конечном итоге одному из них, Хаджи-Гирею, удалось в 1428-1430 годах положить начало собственному Крымскому государству.Впоследствии набеги и походы татар на украинские земли стали ежегодными, а в отдельные годы повторялись многократно. Так, во время вторжения турецко-татарского войска в Галичину и на Подолье в 1498 году в плен попали около 100 тысяч украинцев.

Мелкие столкновения с казаками перерастали в непрерывную партизанскую  войну, что проявлялась сначала в организованных погонях за татарами в Поле, а позже и в карательных походах вглубь татарской территории и по морю до Стамбула. Именно в столкновениях с татарами начало формироваться военное искусство украинского казачества, ставшего со временем одной из  ведущих политических сил в Украине.  В 50-х годах XVI-го века Дмитрий Вишневецкий с Волыни основывает  крепость на острове Хортица, на реке Днепр в районе современного города  Запорожье, – первую Запорожскую Сечь. Она становится центром украинского казачества. Польские власти неоднократно пыталась поставить вооруженную
мощь казаков на службу польскому государству, но эти попытки оказались неудачными.
В 1591 году вспыхнуло первое казацкое восстание.  В XVI веке гетман Петр Сагайдачный объединил вооруженные формирования  запорожских казаков. Он поставил казачество на защиту духовных и культурных интересов казаков Украины, что оказало решающее влияние на  последующие события и положило начало борьбе казачества за веру и волю  против  польской власти.В 1648 году вспыхнуло восстание против поляков во главе с Богданом
Хмельницким, положившее начало новой эпохи в истории Украины и украинского  казачества.  Сначала Богдан Хмельницкий объединился с крымскими татарами, что помогло
ему добиться нескольких важных побед. После распада этого альянса Б. Хмельницкий начинает искать другого союзника. Он обращается к Москве и в 1654 году подписывает соответствующее соглашение. Однако это не спасло Украину, которая в 1667 году была разделена между Речью Посполитой и Московским государством, ограничившими власть казачих гетманов. Во время Северной войны между Россией и Швецией (1700-1721гг.)
казачий  гетман Мазепа при помощи шведов пытается завоевать  независимость казаков , но поражение Карла XII под Полтавой (1709г.) не позволило ему достичь этой цели.
В XVIII веке российская царица Екатерина ІІ ликвидирует казацкую государственность и в 1775 году уничтожает Запорожскую Сечь повсеместно  ликвидируя  вольных  казаков.Вместе с Австрией  и Пруссией она разделяет Речь Посполитую и присоединяет к России
правобережную Украину. Галичина, Буковина и Закарпатье были переданы Австрии.

0

20

Вентерь
А это???
Ге́тманщина (укр. Гетьма́нщина; официально Войско Запорожское[2]) — полуофициальное название[3] государства, возникшеего в ходе национально-освободительной войны против польского господства на территории современной Украины, которое после Переяславской рады в январе 1654 вместе с Киевом перешло под протекторат московского монарха Алексея Михайловича.

СинопсисГетманщина образовалась в ходе восстания Хмельницкого середины XVII века и оказалась расколотой на Левобережную и Правобережную (с границей по реке Днепр). В 1658 году в Гадяче между гетманом Войска Запорожского Иваном Выговским и представителями Речи Посполитой был подписан Гадячский договор. Согласно статьям этого договора Великое княжество Русское в составе Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств становилось третьим сувереном Речи Посполитой на равных условиях с Польской короной и Великим княжеством Литовским. В 1659 году Гадячский договор был ратифицирован сеймом Речи Посполитой, однако пункт автономии русских земель в Речи Посполитой был из договора исключён.[6]

В то же время Войско Запорожское оставалось в союзе с Русским царством. Такое состояние было закреплено разделением образования между Россией и Польшей по условиям Андрусовского перемирия 1667 года (подтверждено «Вечным миром» 1686 г.).

В 1676 году правобережная часть Гетманщины была упразднена польской властью. В 1684 году восстановлена; в 1699 году упразднена окончательно. С этого времени Гетманщина сохранилась только в пределах Левобережной Украины, входившей в состав Российского государства на правах протектората (хотя в 1704—1714 годах левобережные гетманы Мазепа и Скоропадский контролировали также Правобережную Украину). Занимала также часть территории нынешних России и Белоруссии.

Столицами Гетманщины[1] в разные времена были Чигирин (1649—1676, с 1663 — только Правобережной Украины), Гадяч (1663—1669, только Левобережной Украины), Батурин (1669—1708), Глухов (1708—1764).

Административно-территориальное устройство ГетманщиныГетманщина имела самобытное административно-территориальное устройство, которое сложилось на основе традиций казацкого самоуправления. Она разделялась на полки и сотни. На Правобережье полково-сотенный уклад просуществовал до 1714 года; на Левобережье он сохранился до 1782 года. Количество полков и сотен не были постоянным. Так, на Левобережной Украине в 1672 году насчитывалось 117 сотен, а в конце XVII века — 163 сотни. В конце XVII века на Левобережной Гетманщине были около 2 тысяч населённых пунктов, в которых проживало около 1,5 миллионов человек.

Высшую военную, административную и судебную власть на территории полка осуществлял полковник. Основным исполнительным органом были полковые канцелярии. Полковники назначались гетманом. Важную роль играли полковые старшины: генеральный обозный, два генеральных есаула, генеральный судья, генеральный писарь. Вспомогательным органом служил полковой совет казаков и старшин. На территории сотен власть принадлежала сотнику, который или избирался казаками, или назначался полковником. К сотенной администрации принадлежали писарь, есаул и атаман, существовал также сотенный совет. В поселках и селах казаки входили в курень, который выбирал атамана, а селяне и мещане выбирали войта. Атаманы и войты составляли низшее звено администрации. Города с магдебургским правом сохраняли свои права и возглавлялись войтами. В состав городского управления входили бурмистры, райцы и лавники. Другие города и поселки, имевшие самоуправление, назывались ратушными; в то же время в них власть имели казацкие старшины, которым подчинялись казаки. На Левобережье вместо существовавших при Речи Посполитой гродских, земских, подкоморных и доминиальных (панских) судов были действовали полковые и сотенные суды. Юрисдикции казацких судов подлежали не только казаки, но и мещане и селяне, особенно в делах разбоя и убийств. В городах и поселках суд вершили коллегии лавников и ратуши, в селах — войты и атаманы. В северных районах Левобережья действовали копные суды — суды сельской общины[7].

Гетманщина совмещала в себе черты как республиканского, так и авторитарного строя. Высшую власть представляли три органа — Генеральный военный совет, гетман и совет генеральной старшины. При правлении гетманов Хмельницкого, Выговского и Мазепы, в Гетманщине наметилась тенденция к утверждению монархического режима. Несмотря на то, что высшим органом власти в Гетманщине был Генеральный военный совет, но гетман и генеральная старшина, как правило, умело манипулировала этим советом и значение последнего постепенно уменьшалось. Этому способствовал и порядок принятия решений Генеральным советом: толпа поднимала руки, сабли, подбрасывала шапки (из-за чего согласие часто определяли «на глаз»); применялась и аккламация.

Одновременно увеличивалось значение Совета генеральной старшины, члены которого назначались гетманом или выбирались советом. В состав генеральной старшины входили:

1. Генеральный обозный — второй после гетмана чин. Ведал артиллерией, снабжением войска продовольствием и вооружением, принимал должность наказного гетмана (исполняющего обязанности в случае отсутствия, смерти, низложения гетмана). Руководил строительством укрепленных лагерей и, по обычаю, становился их комендантом. Нередко принимал командование над отдельным казацким корпусом. В его обязанности входило также составление казацкого реестра;

2. Генеральный писарь возглавлял войсковую канцелярию, исполняя обязанности государственного секретаря: ведал всей войсковой и государственной документацией, готовил указы и приказы, занимался корреспонденцией, отвечал за сохранность войсковой печати. Был первым советником гетмана, участвовал в переговорах на высшем уровне, принимал послов иностранных государств и войск. В военное время исполнял функции, близкие к функциям современного начальника Генерального штаба.

3-4. Два генеральных есаула были помощниками гетмана: помогали составлять казацкий реестр, рассматривали апелляции, которые поступали из полковых и сотенных судов, жалобы и предложения старшин; следили за соблюдением законности, обычаев и традиций в войсках, проводили учения и смотры войска, поддерживали порядок на Генеральном военном совете. В военное время исполняли особые поручения гетмана, могли командовать определённой частью войска, возглавлять группу парламентеров во время переговоров с командованием противника.

5-6. Два генеральных подскарбея (казначей) руководили всеми финансами и организацией сбора налогов. Пост учрежден в 1729 году.

7. Генеральный хорунжий — изначально пост задумывался для старшин, которые должны были оберегать и отвечать за охрану больших гетманских знамен (хоругвей). В реальной жизни — примерный аналог современного офицера Генерального штаба, наделенного комендантскими функциями. Вел следствие в делах, связанных с преступлениями старшин. Иногда возглавлял личную охрану гетмана. В военное время мог командовать отдельными казацкими соединениями, исполнять обязанности наказного гетмана.

8. Генеральный бунчужный персонально отвечал за сохранение бунчука. Выполнял особые поручения гетмана, инспектируя отдельные казацкие полки, проверяя жалобы. Во время войны мог командовать отдельным казацким корпусом или рейдовым отрядом.

Судебную власть представлял Генеральный суд во главе с 9. генеральным судьей. Он толковал обычаи и законы, вершил суд над государственными преступниками, рассматривало апелляции и прошения о помиловании, контролировал работу местных судов. На заседания Генерального суда созывали подконтрольных генеральному судье судей из городов и поселков. Все судьи были выборными.

Генеральная войсковая канцелярия, возглавляемая генеральным писарем, исполняла функции центрального органа внутреннего управления (хотя в первые годы Гетманщины она была аналогом Генерального штаба). Канцелярия занималась как военными делами (комплектация войсковых подразделений, пропагандистско-агитационная деятельность, обеспечение войска оружием, продовольствием и фуражом), так и государственно-административными: формировала посольства, писала письма, составляла тексты договоров, готовила гетманские универсалы, формировала административно-территориальное устройство Гетманщины, наделяла именями и отнимала их; рассматривала разные вопросы политической и хозяйственной жизни, направляла и контролировала работу полковых и сотенных канцелярий; формировала военно-государственный архив, вела специальные диариуши, то есть дневники (хроники). В штате канцелярии были военные канцеляристы, канцеляристы, служители-подписки (писцы), копиисты, толмачи (переводчики), протоколисты, которые протоколировали совещания и переговоры (при Скоропадском насчитывалось 25 штатных и около 10 внештатных — учеников и практикантов — чиновников канцелярии). Комплектовалась преимущественно выпускниками украинских высших учебных заведений. Во время войны или похода действовала Генеральная походная войсковая канцелярия. Возглавлял её также генеральный писарь, а в случае его отсутствия — один из старших писарей, или же казаки выбирали наказного (исполняющего обязанности) генерального писаря. Генеральная канцелярия была упразднена в 1764 году[8].

Финансовая система ГетманщиныГетманщина имела свой бюджет, свою финансовую систему и денежное обращение. Существовала широкая система налогов в «Скарбницу Войсковую». Одним из наибольших источников поступлений были налоги на мельницы. Доходы из мельниц («військову мирочку») собирали специальные «дозорцы». Существовали откупы на водку, дёготь и табак. Значительный сбор поступал в «Скарбницу» от пасек. Взимались проездные, транзитные и внутренние таможенные сборы. В Гетманщине существовала система прямого налогообложения населения.

В 1723—1781 гг. финансами, налогами, военными и ранговыми имениями ведала Генеральная канцелярия Скарба войскового, возглавлявшаяся двумя генеральными подскарбеями. Аппарат скарбовой канцелярии формировался из канцеляристов, секретаря и калькуляторов (счетоводов). Государственный контроль за деятельностью канцелярии возлагался на специальную счетную комиссию (1734—1776). После окончательной ликвидации Гетманщины канцелярия подчинялась Второй Малороссийской коллегии и выполняла преимущественно ревизионные функции относительно правильности и целесообразности использования средств.

Ликвидация Гетманщины Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) 

Гетманщина была упразднена в 1722 году Петром I, когда вместо неё была образована Первая Малороссийская коллегия. В 1727 восстановлена Петром II.

После смерти гетмана Даниила Апостола в 1734 году упразднена вторично Анной Иоанновной; вместо неё образовано Правление гетманского правительства. В 1750 году восстановлена вновь Елизаветой Петровной.

Окончательно была ликвидирована Екатериной II в 1764 году, в целях унификации малороссийских земель в составе империи. Вместо гетмана и Генеральной военной канцелярии верховным органом стала Вторая Малороссийская коллегия (1764—1786) из четырёх российских чиновников и четырёх прежних генеральных старшин. В 1781 году было внедрено разделение Левобережной Украины на три наместничества — Новгород-Северское, Черниговское и Киевское. Полково-сотенный административный уклад перестал существовать. В 1783 году вместо казацких было создано 10 кавалерийских регулярных полков. Таким образом Малороссия стала обычным регионом Российской империи.

0

21

То, что написано. Или гетман и кошевой атаман - тождественны? Или кто-то из них был на равных с тогдашними королями и обменивался посольствами за пределами треугольника заинтересованых сопредельных государств, воюющих друг с другом? Зорро, что Вы конкретно хотите для себя выяснить? Как Вам реализовать свои идеи в казачестве? Найти себя? Если Вы всерьёз увлеклись историей, получите соответствующее образование и пишите статьи и книги. Хотите досконально воссоздать Запорожца 16-17 вв. - займитесь реконструкцией и историческим фехтованием. Извините, но у меня нет времени доказывать Вам очевидные вещи.

Отредактировано Вентерь (2011-09-03 13:04:38)

0

22

Вентерь
А Хмельницкий не принимал послов с Турции,от Семигории, Волох и Молдавии?Конечно не был на равне с монархами,поэтому и говорю,мы вольное казачье государство создали))По Вашему устройство Древней Руси ближе к казачьему самоуправлениею или Российской монархии?

Как Вам реализовать свои идеи в казачестве? Найти себя?

Мне не нужно реализовываться, я и так казак! А у Вас цирк получается,работаете, а вечером форму одел и пошёл патрулировать улицы?))Или ехать памятник охранять?Вам самому не смешно?

Отредактировано Зорро (2011-09-03 16:30:23)

0

23

Мне не смешно будет, когда памятники охранять не нужно будет.

0

24

Зорро написал(а):

А Хмельницкий не принимал послов с Турции,от Семигории, Волох и Молдавии?

На второй круг заходим. В треугольнике сопредельных государств, воюющих друг с другом.

0

25

Зорро написал(а):

По Вашему устройство Древней Руси ближе к казачьему самоуправлениею или Российской монархии?

И  первое и второе было более сложными системами, чем первобытная военная демократия. И там и там сословное общество было, а казачье самоуправление внутри одного из них сложилось.  В военном смысле дружины викингов или более поздняя шведская индельта эту систему реализовали - первые раньше, вторая с максимальной военной эффективностью. Республики на торговле в те времена поднимались: Венеция, Генуя. Крым на работорговле. Производственный или торговый потенциал был у Запорожья? Войной жили и ради войны.

Отредактировано Вентерь (2011-09-03 15:33:20)

0

26

Вентерь

Производственный или торговый потенциал был у Запорожья?

Государство не определяется по торговому или производственному потенциалу,а другим))

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

0

27

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

- общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся:
1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;
2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества;
3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;
4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:
а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:
в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;
5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);
6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);
7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

0

28

Зорро написал(а):

Государство не определяется по торговому или производственному потенциалу,а другим))

Никто и не говорит, что этим определяется. Речь шла о перспективах Запорожья как независимого государства. В разное время и определения у государства разные. Вплоть до "Государство - это я!"  Луи Х1У.

По левую руку положите текст Вашего предыдущего поста, по правую "Права человека". И перед Вами, как перед былинным богатырём откроются три дороги:)))

http://www.youtube.com/watch?v=a2Qyp97L … re=related

Непонятно, отчего тогда эта благословенная Речь Посполитая развалилась, если всем там так вольно дышалось? В городах - магдебурия, Литовский статут, выборный король, в Сейме и сеймиках - сплошная свобода слова и демократия. Мельничные сборы и прямые налоги исправно платятся и собираются....Красота, идеальное государство!

Отредактировано Вентерь (2011-09-03 17:11:33)

0

29

Вентерь
Уже открылись,Украина государство,возникшее на основе Киевской Руси и Казачества!

0

30

В Добрый путь! Евросоюз и переход на Евро!  Далее у нас впереди "..экономічне диво Китаю..." , словами Ю.В Тимошенко.

0


Вы здесь » Козацькі посиденьки » Запорожское казачество » Возрождение запорожского казачества!