http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/ … e0009.html
ШАПОЧНОЕ ИСКУССТВО
07.02.2012
«Какова голова, такова и папаха» – гласит старая казачья пословица. У казаков этот головной убор – предмет особой гордости. Правда, в наши дни найти настоящую папаху нелегко: хороших мастеров почти не осталось. Помочь землякам-станичникам решил потомственный казак, волгоградец Сергей Григорьев. Несколько лет назад он взялся за шитье папах, а теперь молва о его работе разнеслась по всем казачьим землям в междуречье Волги и Дона.

Вахмистр станицы Покровская Сергей Григорьев у храма Святого равноапостольного князя Владимира / Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО
С Сергеем Григорьевым мы встретились в храме Святого равноапостольного князя Владимира, что недавно был построен на окраине Волгограда. Григорьев штукатурит и красит стены церкви, а потом сам их расписывает. Это его основная работа, папахи он обычно шьет по выходным. Здесь же, в одном из помещений храма, находится штаб казаков станицы Покровская.

– Я из старинного казачьего рода, – рассказывает Григорьев. – И дед мой, и прадед были казаками. В нашей семье всегда считалось, что казак все должен уметь делать сам. И папаху тоже сам себе должен сшить. По казачьим законам, в строгости воспитывала нас и мать, приучала к труду. Я благодаря этому много чему научился. Всегда любил мастерить что-то, ремонтировать. Мне достаточно один раз посмотреть, как что устроено, а потом уж я сам повторить смогу. Вот однажды решил я себе папаху сшить. Навыка у меня такого не имелось. Купил кубанку в магазине. Сделана она была кое-как, сидела как-то криво, и душа к ней не лежала. Я ее разобрал, поглядел на ее устройство, а потом купил овчины, сукна, ватина и сшил папаху. Вышла она куда лучше той, что из магазина.

С этой первой папахи все и началось. Когда Сергей пришел в ней на очередную репетицию местного казачьего ансамбля (исполнение песен донских казаков – еще одно увлечение Григорьева), обновка пошла по рукам. От желающих обзавестись такой же не было отбоя. Сергей не отказывал никому, купил старую каракулевую шубу, шинельное сукно и вскоре обшил весь свой ансамбль. Весть о новом мастере быстро распространилась по городу, заказы посыпались один за другим. А помимо папах стал Сергей делать и нагайки – еще один непременный казачий атрибут.

Папаха начинается с песни

Кубанки и папахи, только что сшитые мастером по заказу местных казаков / Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО
На длинном деревянном столе Сергей раскладывает сшитые им папахи, которые со дня на день обретут хозяев. Фасоны самые разные: с красным верхом – донские, с синим – терские, с желтым – астраханские, конусообразные кубанки, маленькие, в виде таблеток, питерки, белоснежные атаманские, высокие строевые из черного меха. Но какой бы ни была папаха, на ее верх непременно нашивают две ленточки в виде креста. Это своего рода оберег. В старину, когда казак собирался на военную службу, в папаху еще зашивали иконки и молитвы. Сергей Григорьев крест на своих папахах делает не только из ленточек, иногда и вышивает. Сначала набрасывает рисунок на бумаге, а потом переносит его на ткань. Излюбленный узор – «лазоревый цветок». Так на Дону называют степной тюльпан, который, согласно поверьям, олицетворяет души погибших казаков. Его стебли на вышивке Сергея, переплетаясь, образуют крест. Такие папахи особенно дороги сердцу донских казаков.

Исстари к папахе сложилось особое отношение, с ней связано немало обычаев и традиций. Потерять папаху считалось для казака позором, расстаться с ней он мог разве что вместе с головой, поэтому нередко за отворотом папахи хранили самые важные документы и приказы. Папаху подбрасывали во двор девушке, к которой казак собирался засылать сватов. Сбить с казака папаху означало нанести ему смертельное оскорбление, за которое можно было поплатиться жизнью. Папаху погибшего на войне казака привозили в его дом и клали рядом с иконами.

Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО
– Браться за шитье папахи надо в хорошем настроении, – объясняет Сергей. – Чтобы работа спорилась, я обычно слушаю записи казачьих песен, а то могу и сам спеть. Песни эти знакомы мне сызмальства. Семья у нас музыкальная. Дед мой до 90 лет играл на баяне и балалайке в казачьем ансамбле, матушка хорошо пела. На каникулы меня обычно отправляли к деду в деревню Михайловку, это в междуречье Дона и реки Медведицы. Часто собиралась родня, много пели, плясали. У нас в школе был хороший хор, я в нем занимался. А сейчас пою в казачьем ансамбле. Мы его с нашими казаками сами организовали и назвали «Дончак». Собираем старинные казачьи песни, заново их распеваем, чтобы они не забывались, чтобы дети наши их знали. С такими песнями работается легко, иголки у меня в руках так и мелькают.

Шьется папаха из кусочков овчины. Сложность в том, что завитки шерсти на каждом кусочке лежат по-своему, а надо сделать так, чтобы рисунок был однородным. На папахах Сергея Григорьева завиток к завитку. И швов, сколько ни ищи, не найдешь – собирает мастер папаху в такой последовательности и шьет так искусно, что не видно ни единой строчки.

По своим лекалам выкраивает Сергей заготовки для папах, соединяет все детали, сшивает мех с суконным верхом, набивает для тепла ватином, пришивает подкладку. За день Сергей может сшить одну папаху, а, если заранее подготовит все детали, сделает подклад, подберет мех, то и две. Самая горячая пора – осень, когда к первым морозам каждый казак хочет справить себе новую зимнюю папаху. В эту пору шить папахи приходится чуть ли не ежедневно. Заказы Сергею поступают не только от местных казаков, приезжают к нему со всей области. Иногда привозят и подновить папахи, сделанные еще в начале прошлого века. По таким «раритетам» изучает он работу старых мастеров.

Репетиция казачьего ансамбля «Дончак», в котором поет Сергей Григорьев / Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО
Шьет Сергей и для атаманов, и для простых казаков, и для детей, обучающихся в казацком кадетском корпусе. С некоторых пор популярностью стали пользоваться совсем небольшие папахи из черного каракуля, так называемые питерки. Этот фасон появился еще в конце XIX века, когда по окончании русско-турецкой войны казачьи полки, прибывавшие в Петербург, расформировывались, а казаки распускались по домам. Здесь распрощавшиеся с военной службой казаки снимали тяжелые боевые папахи и шили себе невысокие «таблеточки». Особый казачий шик – носить питерку на затылке.

У самого Сергея три папахи: одна кубанка на каждый день, другая – строевая донская, а третья – праздничная, белая, ее он надевает зимой, на Рождество и Крещение. Вспомнив, что белые папахи простые казаки не носят, мы задались вопросом: уж не атаман ли перед нами? «Нет-нет, – ответил Сергей, – я не атаман. Да и папаха не белая, а бежевая. Но вообще, – добавил он, улыбнувшись, – плох тот казак, что не хочет быть атаманом. Выбирают атамана на кругу и вручают ему белую папаху со словами: «Ты наш отец, мы твои дети».

С тех пор как Сергей Григорьев впервые взял в руки нитку с иголкой, прошло уже несколько лет. За это время сшил он сотни полторы папах. Среди них нет ни одной одинаковой. Мастер все время придумывает что-то новое, изобретает оригинальные узоры вышивки, экспериментирует с материалами. Сейчас, например, собирается шить папахи с кожаным верхом. Такому головному убору не будут страшны ни дождь, ни снег. Подобные папахи донские казаки носили еще в XIX веке, и Сергей хочет возродить эту традицию. К казачьим обычаям он вообще относится трепетно.

Модная тенденция

Кубанка, сшитая из сура – ценного каракуля коричневого цвета / Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО
С каждым годом казаков в станице Покровская становится все больше. Однако принимают в свой круг они далеко не всех желающих. Первое и главное условие: надо быть казаком по рождению, и доказательства необходимы весьма серьезные – архивные документы, подтверждающие принадлежность к казачьему роду. Но и это еще не все. Сергей Григорьев рассказал, что нередко приходят люди, ничего не знающие о казачьей культуре, обычаях, заветах. Для таких новичков проводятся специальные занятия, подбирается литература о традиционном укладе казаков, а потом устраиваются своеобразные экзамены.

– Сейчас стала возрождаться мода на казачий костюм, – говорит Сергей. – Много молодежи носит казачью одежду. Порой смотришь на такого паренька – он, наверное, еще толком-то и не знает, что означает слово «казак», но уже носит папаху. И хотя в этом немало показного, неплохо, что люди начали интересоваться своими корнями, своей историей, перестали стесняться заявлять о себе как о казаках. Мой 10-летний сын наотрез отказывался носить кубанку. А я однажды пришел к нему в школу в казачьей форме. Ребята как увидели меня «при полном параде», так буквально засыпали вопросами о казаках. Долго мы тогда с ними беседовали. И сын теперь с гордостью всем рассказывает, что он из старинного казачьего рода. И к работе моей проявляет интерес. Папахами ему пока, конечно, заниматься рановато, хотя кое-каким премудростям я его обучаю. А вот процесс изготовления нагаек он уже осваивает. Я ему показываю, как работать с кожей, как ее плести, какой формы должна быть ручка, из какого дерева. Он у меня парень толковый, хорошо рисует. Надеюсь, пройдет немного времени, и будем мы шить папахи с сыном вместе. Появится в наших краях еще один казачий мастер.
Дмитрий ИВАНОВ
http://uploads.ru/t/J/n/e/JneYQ.jpg
http://uploads.ru/t/z/y/w/zywuk.jpg