Кубанские радения

С 1 по 12 декабря 1906 г. в Екатеринодаре прошел съезд уполномоченных станичных обществ по наделению земельными наделами казаков из войскового земельного фонда, получивший название Кубанская казачья Рада. Председательствовал на заседании Рады известный историк, экономист, статистик и общественный деятель Федор Щербина (1849-1936; с 1920 – в эмиграции, Югославии, Чехословакии). Но этот орган был призван решить конкретный вопрос наделения маломощных станичных обществ землей, и не стал постоянно работающим органом.
Спустя три недели после Февральской революции 1917 г. управление Кубанской областью и Черноморской губернией перешло к комиссарам Временного правительства кадетам К. Бардижу и Н. Николаеву, а наказной атаман генерал-майор М. Бабыч был отстранен от должности и отправлен в отставку «с мундиром и пенсией».
В апреле 1917 г. была создана Кубанская Рада (Кубанська Рада) – политическая организация Кубанского Казачьего Войска. После Октябрьской революции она боролась против советской власти, а 28 января 1918 г. на землях бывшей Кубанской области провозгласила независимую Кубанскую народную республику со столицей в Екатеринодаре.
В апреле 1917 г. на Кубани была создана Кубанская Законодательная Рада (Кубанська Рада).
Вторая Кубанская краевая Рада заседала с 24 сентября по 7 октября 1917 г. Она приняла Временные Основные Положения о высших органах власти в Кубанском крае, согласно которым Кубанская краевая Рада собиралась по постановлению кубанского правительства для решения чрезвычайных вопросов, а Кубанская Законодательная Рада становилась постоянно действующим высшим законодательным органом в крае.
На основе «Временных положений о высших органах власти в Кубанском крае» управление в области передавалось Кубанской Раде, которая должна была избираться «правомочным» или полноправным местным населением: казаками, горцами и коренными крестьянами. В то же время избирательного права лишались иногородние крестьяне, имевшие менее трех лет оседлости, и рабочие. «Положение» предусматривало, что из числа своих членов Кубанская Рада должна сформировать Законодательную Раду и избрать войскового атамана. Исполнительная власть возлагалась на войсковое правительство в составе 10 членов кабинета, из которых трое являлись представителями горцев и иногородних. Оно являлось подотчетным Законодательной Раде.
24 сентября 1917 приняла решение о создании Законодательной Рады (парламента), которая в ноябре 1917 избрала из своего состава краевое правительство под председательством Лука Быч, уроженца станицы Павловской. Это правительство не признало советской власти и потому большевистские Советы повели борьбу за его свержение. Рада поддержала идею независимости Кубани, вместе с тем атаман Александр Филимонов в союзе с Добровольческой армией выступала за лозунг «Единой и неделимой России».
28 января 1918 года Кубанской краевой войсковой Радой во главе с Миколой (Николаем) Рябоволом (уроженец станицы Динской), на землях бывшей Кубанской области была провозглашена независимая Кубанская народная республика (Кубанська народна республіка) со столицей в Екатеринодаре (Катеринодаре). 16 февраля 1918 года было избрано ее правительство во главе с Лукой Бычом, 4 декабря принята Конституция. Республика направила заявку на вступление в Лигу Наций. 10 февраля 1919 года была утверждена государственная символика.
Во время распада Российской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьих государственных образований: Кубанская Народная Республика, Донская Казачья Республика, Терская Казачья Республика, Уральская Казачья Республика, Сибирско-Семиреченская Казачья Республика, Забайкальская Казачья Республика.
В этот период разрабатывается государственная символика края. 23 февраля 1919 г. на заседании Кубанской законодательной Рады утвержден кубанский флаг, представляющий триколор синего, малинового и зеленого цветов, легший в основу нынешнего флага Краснодарского края. Синий цвет считался цветом донских казаков, участвовавших в заселении края, малиновый (самая широкая полоса) символизировал запорожцев, которые первыми начинали осваивать эти земли, и зеленый – цвет горцев. Тогда же на заседании Рады впервые был исполнен кубанский гимн с текстом священника Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша Родина». Музыку к гимну написал дирижер Кубанского симфонического оркестра М. Сириньяно (в апреле 1995 г. Законодательное собрание Краснодарского края утвердила эту песню в качестве официального гимна Кубани.
14 декабря 1917 года на областном съезде иногородних принимается решение о непризнании Краевого правительства и выдвинуто требование о передаче всей власти на Кубани Советам. 14-18 февраля 1918 года в Армавире состоялся I съезд Советов Кубанской области. Он провозгласил Советскую власть на территории всей области. Был избран Кубанский исполнительный комитет областного Совета. Через полтора месяца в Екатеринодаре на II съезде Советов Кубанской области была провозглашена Кубанская Советская республика, но она просуществовала недолго.
30 мая по 6 июля 1918 – Кубано-Черноморская советская республика в составе РСФСР (столица – Екатеринодар). С 7 июля по 3 августа 1918 Екатеринодар был столицей Северо-Кавказской советской республики, объединившей Кубано-Черноморскую, Ставропольскую и Терскую советские республики. 3 августа 1918 г. Екатеринодар был занят силами Добровольческой армии.
В 1918 г. руководство кубанских казаков поддержало идею об объединении Кубани с Украинской Державой гетмана Павло Скоропадского на правах федерации. В Киев тут же были отправлены послы, но объединению не суждено было сбыться, так как Екатеринодар был занят Красной Армией, а через некоторое время власть Скоропадского пала под натиском войск Директории.
В Ростове в гостинице «Палас-Отель» в 1919 г. Рябовол был убит двумя выстрелами из револьвера, смерть наступила мгновенно. Преступление было совершено на земле, контролировавшейся властями Донской республики. Многочисленные улики указывали на участие в убийстве некоторых офицеров Добровольческой армии. Вместе с тем весомых доказательств так и не было найдено, что популярный в народе казачий политик Рябовол погиб от руки убийц, подосланных контрразведкой «Освага» (Осведомительного агентства) генерала Антона Деникина.
В числе ответных мер Законодательная Рада постановила закрыть все газеты, поносившие Раду и покойного Рябовола, а редакторов их выслать из пределов края (высланы только Лутковский (бывший редактор «Двуглавого орла») и Востоков (издатель листовок), закрыть все отделения «Освага» на кубанской территории, а агентов его выслать (фактически начался неофициальный бойкот, по существу парализовавший деятельность учреждения).
Позже в Ростове, также при загадочных обстоятельствах, был убит председатель Кубанского военно-окружного суда «деникинец» Лукин
По высказываниям самого Деникина, Рябовол был самым ярким и упорным казачьим «самостийником», «импульсом кубанского сепаратизма».
После Рябовола Кубанскую Законодательную Раду возглавил Султан Шахим Гирей, потомок крымских ханов, происходил из Кургоковского аула Баталпашинского отдела. В значительной степени помог изжить остатки недоброжелательства и наладить между горцами и казаками добрососедские отношения. Диктатор Деникин при разгроме Рады арестовал его вместе с другим горским членом Кубанской Рады Муратом Готагогу и приказал ему выехать за границу. Шахим Гирей обосновался в Турции, где и умер.
Предметом споров является языковая политика Кубанской народной республики. Ведомство народного просвещения Кубанского краевого правительства активно стремилось расширению культурным контактов с Украиной. Так, управляющий Ведомством народного просвещения Кубанского краевого правительства пригласил на Кубань представителей национальных просветительских украинских организаций. Они вели совместную с ведомством работу по изучению «материнского языка» в школах Кубанского края. Под термином «материнский язык» имелся в виду кубанский говор (балачка), или правильнее сказать особый местный диалект на основе украинского языка. Проблема заключалась в том, что на нем говорили, но грамоты украинской не знали, и писали, как говорили, русскими буквами, необходимо было обучить украинской грамоте.

Есть свидетельства, что в 1917-м М. Рябовол приветствовал в Раде украинских посланников на мове:

Украина прислала к нам в гости своих послов. Братья-казаки, линейци! Уверен, что вы не осудит, а поймете вашими сердцами те чувства, которые наполняют мою душу... и только ли мои? Души всех казаков-черноморцев в нынешнюю волну. Поздравим же послов Матери-Украины на языке наших отцов, дедов и прадедов ... (далее Рябовил продолжает на украинском языке). Мачуха доля відірвала наших дідів Запорожців від матернього лона й закинула їх на Кубань. Більше ста літ жили ми тут сиротами по степах, по плавнях, по горах без матернього догляду... Царі, робили все, щоби вибити з наших голів, з наших душ пам'ять про Україну й любов до Матері. Царі хотіли зробити з нас душогубів, хотіли, щоб ми, коли прийде той слушний час, час визволення України, своїми руками задавили ту волю, щоб ми свої шаблі пополоскали в крові Матері... (Мачеха судьба оторвала наших дедов запорожцев от материнского лона и забросила их на Кубань. Более ста лет жили здесь сиротами по степям, по плавнях, по горам без материнского ухода... Цари делали все, чтобы выбить из наших голов, из наших душ память об Украине и любовь к Матери. Цари хотели сделать из нас душегубов, хотели, чтобы мы, когда придет это подходящее время, время освобождения Украины, своими руками задушили ту свободу, чтобы мы свои сабли пополоскали в крови матери... )

Отредактировано Зорро (2013-04-20 11:50:14)