Операция «Магистраль» — самая крупномасштабная плановая войсковая операция в Афганской войне 1979—1989 гг. в зоне Афгано-Пакистанской границы провинция Пактия, юго-восток Афганистана. Была проведена с 17 ноября 1987 г. по 25 января 1988 г. с целью прорыва многолетней военной и экономической блокады округа Хост, уничтожения базового района душманов Джавара и срыва замыслов руководства контрреволюции по отторжению округа от государства Афганистан.
Замыслом операции предусматривалось встречными ударами главных сил армии из Гардеза и частями сил 108-й Мотострелковой дивизии из Хоста после массированных ударов авиации и артиллерии прорвать блокаду округа Хост, нанести поражение главной группировке противника; силами 108-я Мотострелковая дивизия, 201-й Гатчинской мотострелковой дивизией и 191-го ОМСП захватить предперевальный участок, а силами 103-й ВДД – перевал Сатекундав, в последующем нарастить усилия вводом в сражение 56-й ОДШБР, 149 Гв. МСП, 345-й Гв. ОПДП, соединений правительственных войск и захватить господствующие высоты вдоль основной коммуникации, блокировать маршрут на всем протяжении, уничтожить основные группировки противника в районе Хоста, расширить безопасную зону и тем самым обеспечить проводку колонн с материальными средствами в Хост. Размах операции составил 150 км, темп наступления 5-6 км/сут, продолжительность 2,5 месяца, состав – 51 батальон. Участие в операции со стороны ОКСВА принимали 103-я Гв. воздушно-десантная дивизия (317-й Гв. ПДП, 350-й Гв. ПДП, 80-й ОРР), 108-я Мотострелковая дивизия (180-й МСП и 181-й МСП, 1074-й артполк, 781-й ОРБ), 201-я Гатчинская мотострелковая дивизия (149 Гв. МСП, 395-й МСП, 783-й ОРБ ), 45-й ОИСП, 56-я ОДШБр, 66-я ОМСБр, 191-й ОМСП, 345-й Гв. ОПДП, 668-й (7-й батальон) ОоСпН 15-я ОБрСпН, 186-й ОоСпН (4-й батальон) 22-я ОБрСпН. Со стороны афганской армии были привлечены силы и средства пяти пехотных дивизий, одной танковой бригады и нескольких подразделений спецназначения. Кроме того, в операции участвовали более десяти батальонов царандоя и госбезопасности.
Многие, а особенно те, чья голова забита известного рода идеологическими поделками, считают, что для достижения поставленных задач советское военное командование всегда пользовалось формулой: "Победа любой ценой, не считаясь с потерями". В действительности азы военной науки, начиная с трудов древности, таких как «Искусство Войны», говорят совершенно иное, а именно: лучший способ добиться победы — решить дело миром. Командование 40-й армии придерживалось именно этого принципа — параллельно с разработкой операции велись активные переговоры с представителями племен джадран, населяющих район проведения операции. Это племя вообще не подчинялось никакому правительству и действовало, как считали нужным его руководители. В 80-е годы руководство формированиями моджахедов осуществлял Джелалуддин, выходец из этого племени. Поскольку переговоры с Джелалуддином оказались безрезультатными, 23 ноября была начата операция "Магистраль".
Дорог в Афганистане мало, по ним передвигаются регулярные войска, по дорогам везут горючее, снаряжение и продовольствие, вдоль них прокладывают электричество и трубопроводы. Дорога от города Гардез до города Хост удовлетворяла всем вышеперечисленным условиям и была идеальной местностью для ведения эффективной партизанской деятельности. Разведроты, прочесывавшие окрестности дороги, обнаружили несколько специально оборудованных «наблюдательно-подрывных» пунктов. В это же время разведроты усиленно прочесывали районы, прилегающие к дороге, на предмет обнаружения разнообразных складов, баз, подземных коммуникаций. Самые жаркие события при проведении операции «Магистраль» разыгрались южнее перевала Сатэ-Кандав. Именно там находился базовый укрепленный район с неблагозвучным названием Срана. В советских газетах, кстати, это название, по понятным соображениям, подавалось как Сурана или Сарана. По словам командующего 40-ой армией Б. Громова, события, развернувшиеся в этом районе, стали ключевыми, определяющими для всей операции «Магистраль». С этого плацдарма предполагалось начать зачистку и блокирование дороги Гардез-Хост. Контролируя дорогу Гардез-Хост, наши и афганские подразделения прикрывают идущие в Хост автоколонны, не позволяя душманам обстреливать конвои и устраивать диверсии. После создания в городе Хост достаточных запасов продовольствия и медикаментов, стоит задача вывести войска в район Гардеза. За годы, прошедшие с момента ввода ОКСВ на территорию Афганистана, в районе перевала Сатэ-Кандав, «запирающего» дорогу Гардез-Хост, был создан настоящий укрепрайон, оборудованы многочисленные огневые точки, склады с оружием и боеприпасами. После взятия перевала под прикрытием десанта вперед по дороге Гардез-Хост пошли инженерно-саперные части. Одновременно с этим в районе Хоста высаживаются батальон советских десантников и бригады афганского спецназа. Подразделения начали встречное продвижение по дороге Гардез-Хост. К исходу 28 ноября передовые части овладели перевалом Сатэ-Кандав. Затем опять начались переговоры с лидерами воюющего племени джадран. Но 16 декабря войска были вынуждены продолжить боевые действия. 30 декабря по дороге Гардез-Хост, полностью очищенной от мин, фугасов и завалов, пошли первые машины с продовольствием. Части 40-й армии захватили около сотни складов с оружием и боеприпасами, четыре танка, девять бронетранспортеров. Действия наших солдат и офицеров сорвали планы душманов по отторжению округа Хост от Афганистана.
Вооружённые формирования мятежников неоднократно пытались сбить оборудованные на стратегически важных высотах афганские и советские блокпосты, охраняющие район дороги Гардез — Хост от проникновения моджахедов. Наиболее ожесточённая схватка произошла в районе высоты, обозначаемой на картах отметкой 3234, расположенной над дорогой в г. Хост, в зоне Афгано-Пакистанской границы (Координаты: 33°28′38″ с. ш. 69°23′17″ в. д. (G)33°28′38″ с. ш. 69°23′17″ в. д. (G))., 7 января — 8 января 1988. Высоту 3234 защищала девятая парашютно-десантная рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка общей численностью 39 человек при поддержке полковой артиллерии. Атаковали специальные части мятежников, прошедшие подготовку в Пакистане, численностью от 200 до 400 человек. По численности это почти полк. Для успешной атаки укрепленной позиции обычно необходим трехкратный перевес над силами обороняющихся. Духи создали пяти-десятикратный перевес.
Ход боя.
15:30. Начался обстрел высоты, контролируемой взводом старшего лейтенанта Гагарина Виктора Юрьевича. Сильное огневое воздействие из безоткатных орудий, минометов, стрелкового оружия, гранатометов, выпущено несколько десятков реактивных снарядов. Потом всё ненадолго стихло. Противник, используя террасы и скрытые подступы, подошел, незамеченный наблюдателями, на расстояние до 200 метров к советским позициям. Разрывом РС убит радист группы корректировщика ефрейтор Андрей Федотов. Личный состав третьего взвода покидает безопасную при обстреле зону и возвращается на позиции.
16:00-16:30. C наступлением сумерек, под прикрытием массированного огня душманы бросились в атаку с двух направлений. Их действия координировались по рации. Спустя 50 минут атака была отбита: 10-15 душманов убиты, около 30 ранены. Ближе 60 метров к основным позициям душманы подойти не смогли, по всей видимости, они не ожидали такого сопротивления. Старшим на одном из направлении был старший сержант В. А. Александров. Во время первой атаки он приказал рядовым Копырину Аркадию и Объедкову Сергею отойти и занять более удобные позиции и прикрывал отход огнем пулемёта и в конце гранатами. Сам отойти не успел — погиб от разрыва гранаты. В чем заключался подвиг старшего сержанта Вячеслава Александрова? По единодушному мнению боевых товарищей погибшего солдата, своими решительными действиями он дал взводу драгоценные минуты на то, чтобы элементарно прийти в себя. Именно он первым заметил приближающихся духов. Благодаря именно его действиям первая атака захлебнулась, и нагло идущие во весь рост духи залегли и стали вытаскивать с поля боя первых убитых. Позиция Александрова была размещена таким образом, что «Утес» практически попал в окружение — заряды, выпущенные из гранатометов, летели едва ли не с тыла. То, что старшему сержанту удалось продержаться пятнадцать минут, участники боя расценивают как чудо. В пылу боя Александров не утратил хладнокровия, он прекрасно видел, в какой ситуации оказался он и бойцы его расчета. И чем это закончится, он, скорее всего, тоже понимал. Рядовые Аркадий Копырин и Сергей Объедков в Афганистан попали незадолго до начала операции «Магистраль». Это был едва ли не первый их боевой опыт. Александров, по сути, такой же мальчишка, как и они, отдал приказ отходить. А сам остался и прикрывал их отход.
17:35. Пользуясь рельефом местности и наступившей темнотой, духи пытаются перемещаться в район разбитого «Утёса», предполагая использовать это направление как плацдарм для последующей атаки на позиции первого взвода. Вторая атака на сей раз началась с третьего направления. Она была отражена личным составом взвода старшего лейтенанта Рожкова Сергея Владимировича, выдвигавшегося на усиление поста.
19:10. Началась третья, самая дерзкая атака. Под прикрытием массированного огня из пулемётов и гранатомётов мятежники, не считаясь с потерями, шли в полный рост. Атака была отбита. С восьми вечера до трёх ночи всего было девять атак.
20:43 Боезапас первого взвода на исходе. Иван Бабенко запрашивает прямой выход на командующего артиллерией 345-го полка. Батарея полка, расположенная в районе командного пункта батальона, открывает заградительный огонь по высоте. На высоту подошли второй и третий взводы. Подкрепления ведут: командир второго взвода девятой роты, старший лейтенант Рожков Сергей Владимирович и заместитель командующего ротой, старший лейтенант Ткачев Сергей Борисович. Понимая, что подошедшее подкрепление усилило оборону, духи пытаются менять тактику. Пользуясь полной темнотой, духи стараются скрытно приблизиться к позициям на максимально близкое расстояние для последующей стремительной атаки.
23:10. Началась пятая, одна из самых ожесточенных атак на высоту. Используя мёртвые пространства, под плотным огнём душманы подошли к склонам высоты с трёх направлений, в том числе через минное поле. На западном направлении душманам удалось приблизиться на расстояние 50 метров, а на отдельных участках — на бросок гранаты. После срыва атаки духи в очередной раз изменили тактику и приступили к планомерному обстрелу высоты из гранатомётов с дальних дистанций.
3:00. Последняя атака, двенадцатая по счету, была наиболее отчаянной, противнику удалось приблизиться к посту на 50, а на отдельных участках — на 10-15 метров. К этому моменту у защитников почти закончились боеприпасы, они уже были готовы вызвать на себя огонь полковой артиллерии. В критический момент подошёл разведвзвод старшего лейтенанта Смирнова Леонида, доставивший боеприпасы и запас воды, что позволило перейти в контратаку и окончательно решило исход боя. Душманы поняли, что эту гору им взять не удастся. Забрав раненых и убитых, они стали отходить.
В отражении атак большую роль сыграла артиллерия. Корректировщик на высоте старший лейтенант Бабенко Иван Павлович в критические моменты вызывал огонь орудий вплотную к своим позициям. Естественное рассеивание снарядов такого калибра составляет примерно плюс-минус 50 метров от средней точки попадания. Это как раз примерно то расстояние, на которое подошли духи в своей очередной атаке. Выражаясь просто, Иван Бабенко вызывал огонь на себя. А происходило это так. Корректировщик стоял или залегал на самой высокой точке позиций и высматривал подходящих духов. После чего, если они оказывались слишком близко к нашим позициям, давал координаты и смотрел на вспышки нашей артиллерии. Зная точное время подлета снарядов, засекая вспышки от залпов, в нужный момент он доставал свой оглушительно звонкий свисток и свистел в него, давая нашим понять, что пора убираться с позиций, потому что сейчас сюда прилетят снаряды от гаубиц. Все дружно бежали в единственное безопасное место при обстреле — за скалу у обрыва. Правда, безопасным оно было для обстрела со стороны духов. А вот если бы Иван Павлович или наши артиллеристы ошиблись с траекторией полета снарядов хотя бы на десяток метров, всем нашим солдатам, вжимавшимся в отвесную скалу, пришел бы конец. Снаряды выли буквально над головой. Корректировщику же еще и приходилось выдвигаться чуть вперед, ближе к духам, чтобы просматривать — не подобрались ли те с какой-либо стороны, плохо просматривающейся с вершины «пупка». Наши солдаты еще и бегали туда-сюда: интервал между подлетами достаточно большой, духи могли воспользоваться перерывом в огне и рвануть к позициям — схватиться уже практически в рукопашную. Но этого не случилось.
За ходом боя на отдалённой высоте пристально следило командование, включая командующего 40-й армии генерал-лейтенанта Бориса Громова, которому систематически докладывал обстановку командир 345 полка гвардии подполковник Валерий Востротин, Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1988 года о присвоении звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
В результате двенадцатичасового боя захватить высоту не удалось, понеся тяжёлые потери, моджахеды отступили. Результат – сотни душманских трупов. В девятой роте погибло шестеро десантников, двадцать восемь получили ранения, из них девять тяжёлые. Младший сержант В. А. Александров и рядовой А. А. Мельников посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.