http://pereklichka.livejournal.com/72555.html#cutid1
О бесшабашной казачьей лаве написано много. Казаки всегда стремились к тому, что бы после артиллерийской подготовки и действий пехоты, их привлекали на завершающем этапе боя, когда противник бросался в бегство. Но, в отличие от большевиков, колчаковскому и другим командованиям в Гражданской войне так и не удалось создать и успешно использовать крупные конные соединения.
Хотя в последней наступательной Тобольской операции белых, войсковой Атаман Сибирского казачьего войска Иванов-Ринов, командиры казачьих дивизий генерал Белов, полковник Катанаев и командир атаманской сотни есаул Огарков за отличия были награждены орденами Св. Великомученика и Победоносца Георгия.
12-го сентября 1919г. в Омск из поездки на фронт возвратился походный атаман всех казачьих войск генерал Дутов, который сделал доклад конференции и отметил ту удивительную спайку, которая существует на фронте между отдельными казачьими полками. Докладчик так описывал некоторые подробности действий Сибирского казачьего корпуса: «В конную атаку на красных первой пошла атаманская сотня. За ней шли Георгиевские знамена, за которыми в непосредственной близости, следовал войсковой атаман со своим штабом,…». Но это были уже полу-победы на Востоке страны.
А в конце ХIХ-го века на страницах иностранных военных изданий очень часто появлялись статьи и заметки о Русской Императорской армии и ее особенностях, статьи, доказывающие, как чутко следили иностранцы за нашим воинством.
Норвежский журнал «Norsk militar tidskrilt» в 1899 г. поместил интересную статью об особенностях казачьей тактики, проникнутую чувством симпатии и доброжелательности к России и ее армии.
По мнению автора, небольшой рост казачьих лошадей, а, следовательно, невозможность на них развивать большую скорость, отсутствие надлежащей выездки на одних транзелях (уздечках), все это делает казачьи части малопригодными, в отличие от кавалерийского шока русской армейской кавалерии. Сомкнутые атаки казаков против регулярной кавалерии противника, едва ли могут рассчитывать на успех боя.
Так называемая лава, - вид рассыпного строя, - наоборот дает возможность проявить присущие казакам высокие качества одиночного бойца, и западно - европейской коннице не на шутку придется считаться в будущих войнах с казачьей тактикой.
На это обстоятельство было обращено уже серьезное внимание и в Германии. Тамошнею военной литературой высказана мысль, что казачьей тактике нужно противопоставить ту же лаву же, для чего необходимо стараться заняться одиночным обучением кавалеристов, в целом выработать из них ловких и смелых всадников, научить их в совершенстве владеть оружием и развивать дух инициативы и предприимчивости; кроме того, следует практиковать кавалерию в действиях в рассыпном строе, а также в атаке последнего небольшими сомкнутыми частями.
Автор заканчивает статью пожеланием, что бы казаки «и впредь были способны поддерживать боевые заслуги своих предков, для этого он считает очень важным отдельного строевого казачьего устава».
Таким уставом являлось Высочайше утвержденное «Наставление для действия казачьих частей лавами», в котором выставлены все основные характерные свойства этого и пытанного тактического способа казаков во многих случаях их боевой деятельности, а вслед затем военный министр предписывал ныне же принять к руководству озвученное Наставление и обратить строгое внимание на широкую подготовку казаков для действия лавами.
Это Наставление успешно применялось только во всех внешних войнах России, но не было полностью использовано в междоусобной войне, где политика казачества была сфокусирована на защите, в основном, своих автономий.
С. Простнев.
Tags:
* Русская армия