Славен написал(а):Вопрос по теме спасения, которой Вы так же коснулись. Суть вопроса в том, а кто же реально имеет шанс спастись, насколько я понял, католицизм признается православной Церковью, значит, искренне верующие католики спасутся, но как быть тем, кому истина просто не дана? Например, какой-то бушмен в глухой деревне, который и слыхом не слыхивал про христианство... Или люди, которые жили до христианства в принципе, они все обречены?
Вопрос спасения очень непростой. Кто из тех, кто принадлежит к Православной Церкви, старается исполнять все законы и традиции, может, положа руку на сердце, сказать, что он - спасен? Вряд ли мы найдем такого человека. Да и сама аскетика Православной Церкви запрещает подобного рода слова: великие святые, угодники Божии, чья жизнь была целостным подвигом спасения, на смертном одре говорили: "Не знаю, начал ли я путь покаяния..." Поэтому следует говорить о том, что мы спасаемся в Церкви, имеем надежду на Божие милосердие, стремимся к исполнению Божиих заповедей, но сказать, что мы спасены - это дело крайне сложное и, повторюсь, опасное.
Относительно иных конфессий, например, католицизма. Можно вспомнить слова одного православного богослова XX века, которому задали - теперь мы понимаем почему - провокационный вопрос "а спасутся ли католики?" на что он ответил: "Я не знаю, спасутся ли католики, но знаю, если я оставлю Православную Церковь, то погибну". Вот нам простой и в то же время ёмкий ответ на вопрос о спасении вне Православия. Позволю обратить внимание еще на один аспект. В семинариях студенты сперва изучают основы Православия, и только на последних курсах переходят к Сравнительному богословию, т.е. сравнивают догматическии концепции конфессий с тем, что они изучили о Православии. Поэтому бывает крайне сложно, когда человек, не зная основ своей веры, начинает интересоваться и/или сравнивать свою религию с иными. Это путь в никуда, он будет богословски безосновательным и приведет только к потрясению воздуха.
По поводу язычников, то здесь уже был дан ответ. Есть мнение, что Господь будет судить их "по ихнему закону", потому что каждому человеку от рождения вложен некий нравственный закон - это от Бога.