Козацькі посиденьки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Козацькі посиденьки » Запорожское казачество » Покровская церковь (Запорожская Сечь)


Покровская церковь (Запорожская Сечь)

Сообщений 1 страница 30 из 72

1

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — первая, особо почитаемая церковь на Запорожской Сечи. Основывая Сечь, запорожцы выбирали самое красивое и самое открытое место и на нем, прежде всего, возводили эту церковь, а потом уже все необходимые для проживания здания и сооружения. Церковь располагалась в центре Сечи, а вокруг нее все остальные постройки.
История церкви

Запорожцы отличались крайней религиозностью. Ими был принят обет не допускать на Сечь приходящих, которые не исповедовали православную веру. А представители других религий допускались лишь при принятии православия[1] По данным Дмитрия Яворницкого, первая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1576 году. Она была построена из дерева. При Сечевой церкви действовала приходская школа для обучения грамоте, закону Божьему, молитвам и письму. За совершение священнодействий священникам была установлена «роковщина», то есть годовой бюджет на содержание церкви и духовенства. Запорожские казаки считали свою церковь независимой от высшей духовной русской иерархии, решение Коша Запорожского ставили выше власти киевского митрополита, хотя и просили его о назначении священников на Сечь.
Обустройство церкви

Несмотря на то, что церковь была деревянной, ее внутренне убранство было очень дорогим. Церковные книги и иконы отделывались драгоценными метеллами, сосуды были изготовлены из золота и серебра, хоругви и плащаницы отделывались жемчугом. драгоценными камнями и подвесками. Церковные облачения изготавливались из дорогих тканей и расшивались золотыми нитями. Сохранившаяся опись имущества Покровской церкви впечатляет.[2]

Впоследствии, после прихода большевиков к власти, уникальные церковные реликвии времен Запорожской Сечи оказались за границей. Среди них — икона Покрова Пресвятой Богородицы, ризница Покровской церкви Новой Сечи, Евангелие 1759 года, перначи, бунчуки, флаги Новой Сечи, военная печать и 35 куренных флагов Войска Запорожского Низового, 14 запорожских сечевых атаманских и куренных булав и перначей, войсковые и полковые флаги[3].
Иное использование церкви

В Сечевой церкви также хранились особенно ценные документы, клейноды и казна Войска Запорожского.
Литература

1. Яворницкий Д. І. Исторія запорозьких козаків, у трьох томах. — К.: Наук. думка, 1991. — Т. 1.//Глава «Церковное устройство у запорожских казаков», стр. 256—299.
[править] Примечания

   1. ↑ Регула казацкая объ иноверцахъ и иностранцахъ. Такъ въ это время, по желанію, по общей раде всего войсковаго товариства, въ Кошѣ рѣшено было формально и положительно, въ родѣ клятвеннаго обѣта, чтобы на будущее время никто не могъ быть запорожскимъ казакомъ, кромѣ православнаго русскаго; пришельцы всякихъ другихъ націй и религій, христіане и не христі-ане должны бытъ отселѣ принимаемы въ общину не иначе, какъ послѣ принятія ими обрядовъ православной восточной церкви и послѣ принесенія присяги на вѣрность службы русскому царству. Охраненіе святой православной вѣры Христовой отъ безбожныхъ агарянъ и бусурмань и защита православной земли славяно-русской отъ всѣхъ враговъ стали послѣ сего сознателъною цѣлію для всѣхъ православныхъ запорожцевъ, сдѣлались отселѣ опре-дѣленною основою всѣхъ ихъ душевныхъ помысловъ и желаній. — Феодосий Макаревский: Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. — Екатеринослав, типография Я. М. Чаусского, 1880.
   2. ↑ 1 Болшое Евангелие, кованое сребром, во всю доску вызолоченное с выкладкою финифтовою, осыпаное разными каменями простыми на александрийской бумаги на болшом листе. На нем сребра высокой работи пуд один. 2 Такое ж болшое, сребром окованное, с вызолоткою во всю доску на некоторых местах каменям выкладено. На нем сребра по надписе один пуд два фунта. 3 Поменше прежних сребром оковано, вызолоченное во всю доску, а с обоих сторон финифтою обсыпано каменям. На нем сребра весу тритцать фунтов. 4 Такой же величины оковано во всю доску и вызолочено с чернию. На нем весу сребра дватцать пять фунтов. 5 и 6 Два евангелия в оправе красного бархата. В коих весу сребром по дватцать фунтов. 7 Такой же величины на красном бархате оковано сребром с вызолоткою по листам с надписью Филипа, Мирии, Ирадиона. 8 На зеленом бархате такой же величины окованое сребром с вызолоткою. 9 На синем бархате такой же величины оковано сребром с вызолоткою. 10 Такой же величины и на таком бархате. 11 На зеленом бархате поменше на простом листе оковано сребром старое. // Кресты 1 На престоле болшой крест с вызолоткою сребренной. В нем весу 24 фунта по надписе без шести лотов1. 2 Поменше з деревом, в нем показано сребра девять фунтов, а на позолотку червонцов2 девять, в которого креста на подножии и надпись вырезана. 3 Такой же точно сребренной с вызолоткою ему подобен. В нем сребра 9 фунтов. — Лыман И. И. Документы о судьбе имущества Сечевой Покровской церкви после ликвидации Вольностей Запорожских.
   3. ↑ СОКРОВИЩА СТЕПНЫХ КОРСАРОВ: детектив с элементами истории и безалаберности | Aktualii.org

увеличить

Отредактировано ruspravman (2011-02-16 18:05:50)

0

2

Вот прочитал я твою ссылку,есть к тебе вопрос!Поскольку в Сечи была церковь,ты знаешь что стало с ней после того,как ликвидировали Запорожскую Сечь и туда пришли российские войска,если не ошибаюсь то, то место сравняли с землёй расстрелявши из пушек!

0

3

Доношение Славянского и Херсонского архиепископа Евгения (Булгариса) Синоду с просьбой разрешения на взятие в архиерейскую ризницу части вещей бывшей Сечевой Покровской церкви
№ 1932. Получено 27 ноября 1777 года. Записав доложить.
В Святейший Правительствующий Синод
от Евгения архиепископа Славенскаго и Херсонскаго
Доношение.
Славенское духовное правление в силе посланного из консистории моей указа представило при репорте учиненную того правления присудствующими бывшей Запорожской Сечи города Покровска в церкве Покрова Пресвятыя Богородицы церковным вещам опись, по которой значится, что во онеи Покровскои церкви имеется Дикирия и Трикирия и премного напрестольных крестов, тако ж де потиров, книг церковных, риз из разнои парчи и других материи. В домовои же моей церкви по новости учреждения Славенской епархии состоит в церковных вещах всекраинейшая нужда.
Того ради прилагая при сем упоминаемым Покровскои Сечевой церкви вещам с описи копию, Святейшаго Правительствующаго Синода покорнейше прошу, не соблагоизволено ль будет приказать из оной Покровской церкви взять потребное число нужнейших церковных вещей к ризнице моеи, тем паче, что и за взятьем останется еще в тои Покровскои церкви довольно как священнослужительских облачении, так и прочих церковных вещей.
Вашего святейшества послушник
смиренный Евгений архиепископ
Славенский и Херсонский.
Ноября 6 дня
1777 года.
№ 1295.
Слушано 1-го декабря 1777 года.
РГИА, ф. 796, оп. 58, дело 453, л. 1.
При переселении Сечи,было оставлено для богослужения нужные церковные предметы-следовательно церковь существовала и после переселения....тем более никаких выстрелов и разорения Сечи не было.Никто не сделал ни единого выстрела-это у вас говорит ненависть ко всему русскому.

0

4

ruspravman

5 июня 1775 года войска генерала Петра Текели разделились на пять подразделений и окружили Сечь артиллерией и пехотой. Внезапность действия русских войск деморализовала казаков. Текели зачитал ультиматум, и кошевой Петр Калнышевский получил два часа для размышления.
Старшины с участием духовенства после длительного обсуждения решили сдать Сечь. Однако, подавляющее число рядового казачества намеревалась вступить в борьбу с царскими войсками. Много усилий приложил кошевой Петр Калнышевский и глава сечевого духовенства Владимир Сокальский, чтобы убедить казаков покориться. Они объясняли свою позицию нежеланием проливать православную кровь. Из Сечи были конфискованы казна и архив. После этого артиллерия Текели сравняла пустую крепость. За выполнение бескровной операции, Текели был награждён орденом св. Александр Невского.

Это я взял с интернета,и задал тебе вполне безобидный вопрос.А то,что вещи из церкви вывезли,причём это к самому строению?Да я заметил тебе всё равно,что не спроси конец один и тот же,ты прямо как фанатик или детё малое!Поэтому,мне не о чем с тобой говорить,бывай и учи историю!

0

5

Зорро-это у вас с историей не лады.Я объяснил,что в храме для богослужения осталось всё необходимое,и следовательно-храм функционировал для служения.А то,что её разрушил православный человек-это бред...за это не награждали,а отлучали от Церкви.И ещё-пока ты служил иудеям(или проще говоря ж жителям и иорданской д долины),я учился и не только историю,но и много чего другое знаю не плохо,а вот вас,на вашей лжеродине,видимо,не той истории учили... :rofl:

0

6

ruspravman

И ещё-пока ты служил иудеям(или проще говоря ж жителям и иорданской д долины),я учился и не только историю,но и много чего другое знаю не плохо,а вот вас,на вашей лжеродине,видимо,не той истории учили...

Да у тебя поведение как у язычника,ты же писал на днях,что для тебя как для священика все национальности равны-выходит ты лицемер?И что тут за попытки меня обсуждать,ты лучше про себя расскажи!А также про некоторых семинаристов,помнишь,ты  рассказывал как некоторые (ваши семинаристы) мочились на головы людям из окон семинарии.
ПОЗОР!

0

7

Зорро написал(а):

ruspravman

    И ещё-пока ты служил иудеям(или проще говоря ж жителям и иорданской д долины),я учился и не только историю,но и много чего другое знаю не плохо,а вот вас,на вашей лжеродине,видимо,не той истории учили...

Да у тебя поведение как у язычника,ты же писал на днях,что для тебя как для священика все национальности равны-выходит ты лицемер?И что тут за попытки меня обсуждать,ты лучше про себя расскажи!А также про некоторых семинаристов,помнишь,ты  рассказывал как некоторые (ваши семинаристы) мочились на головы людям из окон семинарии.
ПОЗОР!

Да не обсуждаю я вас,просто не нужно рассказывать о своей "героической"службе.От слов своих о национальности не отказываюсь,тем более ни одну из национальностей я не назвал...а то,о чём я написал-скорее диагноз,а не национальность.
На счёт семинаристов-да,такой случай был у нас,в нашей Житомирской семинарии,правда было это ещё до революции 1917 года-вот такие нравы были.Народ наш этиже разложили....и кому позор?

0

8

ruspravman

Да не обсуждаю я вас,просто не нужно рассказывать о своей "героической"службе.

Валера не завидуй,и всё будет хорошо!Видно как тебя аж распирает!

От слов своих о национальности не отказываюсь,тем более ни одну из национальностей я не назвал...а то,о чём я написал-скорее диагноз,а не национальность.

или проще говоря (ж жителям и иорданской д долины)
А это не твои слова?К чему эта абривиатура?Ты меня,что за дурачка держишь?

На счёт семинаристов-да,такой случай был у нас,в нашей Житомирской семинарии,правда было это ещё до революции 1917 года-вот такие нравы были.Народ наш этиже разложили....и кому позор?

Ну во-первых ты тогда дал понять,что это было в эти дни,не уточнил,может с годом я и ошибся.Но ты мне ответь,что евреи виноваты,что семинаристы из окна мочились?Что за бред?

0

9

Зорро написал(а):

Валера не завидуй,и всё будет хорошо!Видно как тебя аж распирает!

О да-есть чему завидовать :rofl:

Отредактировано ruspravman (2011-02-18 22:22:13)

0

10

ruspravman
:playful:

0

11

Казаки вот ,что нашёл в нете,полная статья:
http://www.mamajeva-sloboda.ua/news.php?id=441

А это из статьи:
Мало хто з сучасників здогадується, що саме Донське козацтво взяло найжвавішу участь в руйнуванні Запорозької Січі у 1775 році.

В тій брудній військовій кампанії з ліквідації "Матері-Січі" брало участь дванадцять полків та одинадцять ескадронів Донського козацтва.

Православні Донські козаки так захопилися, що за свідченнями сучасників сокирами рубали царські врата в козацькій січовій церкві в ім`я Покрова Пресвятої Богородиці, котрі були виготовлені з масивного литого золота, обдирали святі образи, випалювали золототкані ризи. Жоден дорогоцінний камінчик не сховався від «христолюбивого» православного воїнства. За «подвиги» здійснені в цій військовій кампанії, тоді ще підполковник (а пізніше Наказной Атаман Донского казачьего Войска, генерал от кавалерии, граф Российской империи ) Денисов Федор Петрович стає Георгіївським кавалером, тобто нагороджується Орденом Святого Георгія IV ступеня, Указом імператриці Катерини ІІ від 10.07.1775 р. 

Один із цих дванадцяти полків Донського козацтва ще дуже довго гарнізоном стояв на попелищі Запорозької Січі і як «цепний пес» Катерини ІІ стеріг, аби «степові орли» знову не повернулись до свого вільного гнізда…

0

12

Зорро написал(а):

одинадцять ескадронів Донського козацтва.

Исходя из этого, уже можно сделать некоторые выводы о компетентности автора статьи :)

0

13

Да зайдя на сайт можно сразу увидеть вот это:

Українські козаки - спадкоємці лицарства Запорозького Низового отримали моральну перемогу в "двобої честі" над козацтвом Російської Федерації. Року Божого 2010, 2 жовтня о 12-00 були оголошені офіційні результати, щодо виклику нащадків Війська Запорозького Низового до козаків Російської Федерації на «Двобій честі».
Українські козаки підкували білого коня, як символ незвойованої лицарської гідності.
Секунданти з українського боку в особі керівництва "Ліги каскадерів" України та Ради Отаманів Українського козацтва оголосили козакам Російської Федерації технічну поразку.
Переможцем достроково була названа команда українських козаків під орудою Отамана Олега ЮРЧИШИНА.
Оскільки Отамани Російського козацтва нехтуючи своїм "Кодексом честі" козака, котрий опублікований на головній сторінці офіційного сайту Всевеликого Війська Донського так і не дали відповідь на виклик оголошений українським козацтвом в День Незалежності України.

Уже можно судить о том кто это такие и делать выводы о их текстах.

Налицо все факторы свидомитивизма - комплекс неполноценности, зависть, попытка меряния ...  :shine:, провакативность и самоутверждение, а что самое главное поиск врага во всем и вся!

+1

14

Зорро написал(а):

Мало хто з сучасників здогадується

Похоже, что кроме них, никто больше и здогадується! Сами придумали, сами и "просвещают" массы!  :D

Эйнштейн: «Две вещи действительно бесконечны: Вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчет Вселенной я не уверен».

0

15

Станичник
Славен
Вот вам ещё ссылка : http://www.eduhist.ru/node/2500
могу ещё скинуть.

0

16

Зорро, пытался прочесть статью, но стиль изложения уж больно витиеватый  o.O .

0

17

Зорро
Да ссылок можно накидать десятки, но давайте мыслить самостоятельно и логически!

Во первых, с 1773 по 1775 год (это ж год разрушения Сечи, правда?) Донское казачество принимает активное участие в восстании под предводительством Пугачова, тоесть уже не подчинятся Екатерине! Какая-то часть все же конечно служит короне, но давайте глянем какая... читаем:

Алексей Иловайский участвовал в Семилетней войне; уже в чине сотника оказал подвиги храбрости пред Кагульской битвой — 18 июля 1770 г. разбил турецкий конный отряд и едва было не взял в плен великого визиря, и вскоре сделался лично известен Потёмкину, который в 1774 г. поручил ему, собрав 1000 казаков, двинуться против Пугачёва, направлявшегося на Воронежскую губернию.
Ой, йой, аж 1000 человек! А вы тут пишите про "одинадцять ескадронів Донського козацтва."! Я конечно не силен в административном устройстве войска донского, но я четко понимаю, что одной из причин ликвидации Сечи было именно восстание донских казаков, как раз на кануне разрушения Сечи, то как они могли принимать участие в ее разрушении?

А во вторых, во второй ссылке читаем:
Увидев, на фигища начальники вынесли изо церкви ящички, донские казаки поняли манером, что им впору погреться возле церкви руки, и, вскочив в нее, посрывали с образов навешанные нате них золотые кресты, золотые и серебряные медали, а кому текущий не хватило, те начали сдирать с образов серебряные ризы, а в история если и этого не стало – оторвали серебряные царские врата и, разбив и порубив ее возьмите куски рассовали по карманам. 

Тоесть для Вас допустимо, что глубоко верующее православное войско так ведет себя в церкви?

Зорро, ну нельзя же верить всему, что пишут в интернете, нужно немного и своей головой пользоваться!

0

18

Станичник
а эту? http://kaz-volnoe.narod.ru/page248.html

0

19

Славен
Вот я и написал,чтоб вместе разобрались,правда это или нет,что пишут.

0

20

Зорро написал(а):

Вот я и написал,чтоб вместе разобрались,правда это или нет,что пишут.

Но Вы же сами и не пытаетесь разобраться, Вы притензионным тоном пишете

Зорро написал(а):

Станичник
Славен
Вот вам ещё ссылка : http://www.eduhist.ru/node/2500
могу ещё скинуть.

Я могу поверить, что может какое-то мизерное количество и принимало участие, но это никак не может являться базой для громкого утверждения в духе що саме Донське козацтво взяло найжвавішу участь в руйнуванні Запорозької Січі у 1775 році

А претензии можно выставить и запорожцам, которые с Сагайдачным поперли на Москву выручать польского короля и причем прошу заметить, что это было до каких либо конфликтов между Московским государством и запорожцами.

0

21

Славен
8-)

0

22

Зорро написал(а):

а эту? http://kaz-volnoe.narod.ru/page248.html

А что эту? Тут слово в слово переписано как и в предыдущей, Вы считаете, чем больше "копипаста" тем убедительней?

Кстати в этой же ссылке есть дополнительные доводы по причинам ликвидации:
Более того, принимали активное  участие в казацких и крестьянских войнах. Это и восстание атамана Булавина 1707-1708 гг., и восстание гайдамаков в 1768 году (Колиивщина) и восстание Пугачева накануне уничтожения Сечи.
Вопреки запрету  царского правительства казаки своими набегами осложняли отношения России с Турцией, Крымом и Польшей. К примеру, поводом для начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов послужило нападение запорожских казаков на пограничный турецкий город Балту.

Как по вашему должно реагировать государство на конфликты с другими государствами по вине неподчиняемых ей разбойных нападений? Вот Вы, вольный казак, возьмите да и пойдите войной/разбоем на Польшу, а потом из камеры будете сочинять грустные песни о "прерванной вольнице" и ущемлениях со стороны властей!  :D

0

23

Славен
Вот в том то и суть,что на Запорожье была козацкая вольница,которую ликвидировали.
Вот почему Вы не довольны нынешней жизнью в Украине,ведь всё переняли у России,всю систему власти.

0

24

Зорро, основное недовольство вызывает неумелая политика власти в социальной сфере и надоевшее всем псевдореформаторство.

+1

25

Зорро написал(а):

Вот в том то и суть,что на Запорожье была козацкая вольница,которую ликвидировали.

А что такое казацкая вольница в государстве со своими границами? Ну живут в лесах или камышах какие-то разбойники, то что их игнорировать надо и вести войны с другими государставами на которые эти разбойники нападают? Почему сейчас отлавливают криминальные группировки? Это ж вольница! Или вы сторонник зековского шансона в духе: "Мы волки, нас мало..."? Или может, Вы хотите сказать, что Сечь это оккупированное государство?

Зорро написал(а):

Вот почему Вы не довольны нынешней жизнью в Украине,ведь всё переняли у России,всю систему власти.

А причем тут Россия и что у нее переняли? Я гражданин этого государства и подчиняюсь ее Законам.

Знаете, я прежде игнорировал претанзии в Ваш адрес по поводу русофобии, так как не находил в Ваших текстах оной, но теперь после желания пропиарить надуманный конфликт с донцами и преплетения России в вопросе нынешней жизни в Украине, я начинаю задумываться...

+2

26

Станичник написал(а):

Зорро, основное недовольство вызывает неумелая политика власти в социальной сфере и надоевшее всем псевдореформаторство.

Точно, не добавить и не отнять! +1

0

27

Славен

А что такое казацкая вольница в государстве со своими границами? Ну живут в лесах или камышах какие-то разбойники, то что их игнорировать надо и вести войны с другими государставами на которые эти разбойники нападают? Почему сейчас отлавливают криминальные групировки? Это ж вольница! Или вы сторонник зековского шансона в духе: "Мы волки, нас мало..."? Или может, Вы хотите сказать, что Сечь это оккупированное государство?

Ну я запорожцев разбойниками не считаю,может просто мало тогда знаю о них.Но как тогда как Вы выражаетесь "волки",школы имели на сечи,а кто то пишет ,что это народ вообще.Ну запорожцы бы офигели от таких речей))).Так можно сторону ляхов принять,что мол разбойники взбунтовались против нормального государства.Почему тогда казаки в составе 5000 ушли в турцию и основали задунайскую сечь?И как могли разбойников взять на службу к себе потом-я про верное казачество-в последствии черноморское.

Знаете, я прежде игнорировал претанзии в Ваш адрес по поводу русофобии, так как не находил в Ваших текстах оной, но теперь после желания пропиарить надуманный конфликт с донцами и преплетения России в вопросе нынешней жизни в Украине, я начинаю задумываться...

А где тут конфликт?По крайнеё мере если так подходить,то не вы и не я не знаем правды.
Для этого нужно иметь архивные документы,тогда достоверно можно что-то утверждать.
А так,вы остались при своём мнении ,а я при своём.Про нынешнюю жизнь,ну вы сторонник объединения,я вам и написал,что на сегодня действуют законы не той Сечи,а России.

0

28

Зорро, я прекрасно помню эти "страшилки", которые писали в школьных учебниках истории в период оранжизма. Эту - в том числе.
Давайте подумаем логически: если все запорожцы из Сечи были эвакуированы, то кто мог быть очевидцем вышеизложенных "злодеяний"? Кто мог так подробно об этом нам поведать?
С большой долей вероятности можно сказать, что это очередная выдумка националистов.

0

29

Станичник
Так я и не настаиваю что именно так было,но по крайней мере надо обсудить поскольку такие темы есть в инете,может кто лучше знает или обладает достоверной информацией.
Так же вопрос,Славен писал:

Тоесть для Вас допустимо, что глубоко верующее православное войско так ведет себя в церкви?

А как глубоко верующие люди русские ликвидировали Сечь,которая столько сделала,в том числе для православия?Эти факты сегодня мы уже точно знаем.

0

30

Зорро, если Вы офицер, то взгляните на это с точки зрения военного: была себе воинская часть - Запорожская Сечь, выполняла функцию по охране государственной границы. В ходе боевых действий границы государства расширились, укрепленный район, оказавшийся за сотни верст от границы, свою функцию выполнять перестал. Более того, в части этой был развал и самоуправство. В итоге - часть расформирована и переведена на новое место - на побережье Черного моря. Обычная реорганизация, не более. Напрасно украинские историки пытаются сделать из этого трагедию мирового масштаба. Таких примеров в истории казачества - масса.

0


Вы здесь » Козацькі посиденьки » Запорожское казачество » Покровская церковь (Запорожская Сечь)