Козацькі посиденьки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Козацькі посиденьки » Религия » Интересная и поучительная статья


Интересная и поучительная статья

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Почему я редко хожу в Церковь.

По какой причине большинство крещеных людей не бывают в церкви на каждой воскресной службе?
Это вопрос - не упрек. Слава Господу, мы сегодня медленно, но неуклонно возвращается к православной вере, один за другим открываются наши храмы, и в праздничные дни они наполняются народом. Но зачем приходить в храм каждое воскресенье на литургию и участвовать в ней?
Много ли у нас людей, понимающих смысл этого? - Пока очень мало! И каждый обычно называет какую-то собственную причину, объясняя, почему его в воскресный день нет на богослужении. Но участвовать в литургии каждое воскресенье - значит жить одной семьёй, и это не просто христианская обязанность человека, считающего себя православным, а необходимая потребность его души. Потому что когда любишь людей, тогда стремишься к единению с ними. Это единение с Богом и братьями и сёстрами по вере происходит в храме. Иногда можно услышать такую просьбу: «Батюшка, мы хотим крестить ребёночка индивидуально», то есть отдельно от остальных христиан... (!) - видимо потому, что остальные не воспринимаются как братья и сёстры. Например, муж и жена должны жить вместе, любить друг друга, исполнять свой семейный долг. Согласитесь, мало называться мужем и лишь иногда исполнять свои обязанности. Это абсурд. Но так же бывает и с христианскими обязанностями. Мало сказать: «Я православный», или: «Господи, я тебя люблю», надо делом подтвердить свои слова. Недостаточно произнести: «Мама, я тебя люблю», надо на деле доказать свою любовь. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 15), то есть на деле подтвердите свою любовь ко Мне.
Мы поговорим сейчас о причинах, по которым люди не участвуют в богослужениях.
1. «Не верю в Бога».
Такие люди называют себя атеистами. Слово «атеизм» в переводе с греческого языка означает отрицание Бога. То есть атеизм - это вера в то, что Бога нет. Атеист не ходит в храм именно по причине отрицания Бога. Зачастую таких людей крестили в детстве, но крёстные, к сожалению, не объяснили им, в чём суть христианства. Или сами не совсем в этом разбирались, ведь нередко родители просят стать крестными своих детей просто близких родственников, знакомых, не задумываясь, насколько те глубоко веруют и могут ли помочь своим крестникам на пути к православной вере.
Любопытно, что в душе атеиста все равно подспудно живет сознание, что Творец неба и земли существует, но только верить в Него плохо. Однажды в одной советской школе учительница стала убеждать детей, что Бога нет.
- Детки, - сказала она, - Бога нет! Поняли?
- Поняли!
- Ну, слава Богу!
Слава, простите, Кому? Тому, от Которого только что отреклись? А, если Его нет, тогда зачем Его отрицать? Зачем преследовать, ссылать в лагеря, репрессировать, расстреливать тех, кто имеет православное мировоззрение и проповедует любовь к людям? Зачем бороться с Тем, Кого нет? В таком отрицании, прежде всего, не видно логики. Мудрый царь Давид, живший до нашей эры, назвал атеизм безумием: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога (Псалом 13, стих 1). Как тут не согласиться со словами героя произведения «Собачье сердце» профессора Преображенского, что разруха начинается в головах. А потом в обществе удивляются, почему у нас низкая рождаемость, почему столько наркоманов, столько разрушенных семей, почему такая распущенность нравов, столько различных преступлений, убийств. А потому, что «если Бога нет, то все дозволено!» Это констатировал Фёдор Михайлович Достоевский задолго до того, как атеизм стал разрушать общественные устои с сокрушительной силой. В самом деле, если за каждый свой поступок человек не понесет ответственности после смерти, если после смерти вообще ничего нет, то к чему же соблюдать какие-то правила морали и нравственности?
Может быть, Церковь и отделена от государства, но она не отделена от человека. Россия всегда была сильной державой только благодаря ПРАВОСЛАВИЮ, это подтверждает вся история России. Достаточно вспомнить князя Владимира, крестившего Русь, Александра Невского, Димитрия Донского, Сергия Радонежского, Суворова, Кутузова, Ушакова, защищавших нашу Родину, и многих других православных христиан, руководителей страны и простых граждан. И если мы хотим вновь жить в мощном государстве и строить его не на бедах наших соотечественников, то пора задуматься, зачем мы восстанавливаем и строим храмы. Чтобы опять разрушить или превратить эти духовные центры в спортивные площадки, заводы или склады? Конечно, вера может сохраняться в душе человека даже тогда, когда храм разрушен и поруган. И возникает вопрос: зачем же нужны храмы, веками стоявшие на Руси? Почему душе человеческой мало своей, «домашней», веры, что находит она в Доме Божием? Несмотря на гонения и войны, люди всегда собирались в храмы, где получали от Бога благодать через Таинства Церкви, духовно укрепляясь, обогащаясь и исцеляясь, наследовали любовь, радость, долготерпение, благость, мир и надежду на жизнь вечную. А сегодня большинство людей в храмы не ходят, потому что не объяснили им ни в семье, ни в школе, что храм - это место встречи христиан с Богом и друг с другом, место святое, а если у народа не остаётся ничего святого, то он саморазрушается.
Впрочем, есть и другая сложность. Многие сограждане, являясь номинально крещёными, в храм ходят, в основном, не для того, чтобы участвовать в Таинствах а чтобы свечку поставить. Приведём один пример.
Заходит в храм женщина, широко крестится трижды и говорит:
- Я в храм нечасто хожу, но мне надо помолиться за сына, чтобы он экзамен сдал. Кому тут помолиться?
- Ей отвечают: Богу.
- Какому Богу?! Какой иконе свечку поставить?!
Проще откупиться, чем вникнуть в сущность православной веры. Так я пришёл, помолился и ушёл, а так надо слушать, вникать в Слово Божие, звучащее в храме, жить по нему, исправляться, бороться с дурными привычками и пристрастиями. Конечно, легче отдаться пороку, чем постом и молитвой его искоренять. Приведём ещё пример.
Один здоровый мужчина хвалится перед священником:
- Я такой сильный, что могу арматуру согнуть!
- Хорошо, - говорит священник, - давай начнём с сигареты...
А некоторые говорят так: «Я никого не убивал, не воровал, у меня нет грехов». И только смиряясь, возможно обрести способность видеть свои недостатки.
Человек состоит не только из тела, но и из души и духа. И если тело мы питаем, а дух нет, то духовно-нравственный стержень атрофируется. Сейчас СМИ всячески способствуют разрушению института семьи, предлагая беспорядочные половые отношения, насаждая культ наживы любым путём. А потом мы удивляемся: что же происходит и как это остановить? И когда Православная Церковь пытается помочь государству приостановить процесс разложения общества, ей говорят: «Церковь отделена от государства» и, прикрываясь законом, продолжают творить беззаконие.
Мы удивляемся, что происходит с нашими детьми, не предлагая им нравственной альтернативы. Мол, вырастет ребёнок и сам выберет. Простите, а из чего выберет? Из того, что он видит по телевизору? Ведь ограничить «общение с голубым экраном» не всегда возможно, если ребёнок предоставлен сам себе. (Мамы у нас вынуждены работать, так как по статистике половина семей в стране - неполные, и заниматься воспитанием своих чад им некогда.) Одно дело родить ребёнка, и совсем другое - его воспитать. Кто уклоняется от воспитания детей, тот обычно так и говорит: вырастет - выберет. А дети бo'льшую часть времени проводят на улице, где процветают пьянство, сквернословие, наркомания, безразличие взрослых к хулиганским шалостям: курению, воровству, хамству, издевательству над слабыми, «особыми» детьми и т.д.
Дорогие, может, настало время задуматься и обратиться к истокам нашей веры, ведь только вера может стать альтернативой потоку льющейся грязи на наших детей?
2. Суеверия, страх, малограмотность, слухи, стереотипы, нерешительность, разочарование...
Вынесенные в заглавие этой части понятия для многих становятся весомыми причинами, чтобы усомниться в истинности Православной веры. И действительно, если некоторые крещёные люди, называющие себя православными, считают, что грехи могут быть переданы от свечи другого человека, что грехом можно «заразиться», как гриппом, то и впрямь, зачем ходить в храм? Мало ли кто поставит свечу рядом с твоей свечой? А еще многие упрямо верят в то, что якобы родственникам покойного нельзя нести гроб, иначе тем самым родственник приближает свою собственную смерть. И таких примеров - тьма! Из-за подобных суеверий и слухов рождается страх. Плакать надо о таких «христианах», не знающих, в чём заключается суть христианства. А кто же объяснит, кто поможет? Вроде бы надо ходить в храм, но как, если ты ничего не знаешь - не знаешь, куда встать, что делать? Спрашивать как-то неудобно, все заняты. И возникает у людей психологический барьер, несмотря на то, что литература сегодня очень доступна. Придёшь за помощью, советом или просто из любопытства к последователям учения любви, а в ответ на тебя в лучшем случае гневно посмотрят. Чего только стоят некоторые «православные» бабушки, «с любовью» принимающие людей, перешагнувших порог храма. Да и священники, бывает, такое скажут... Так что иногда легче найти ответ в книге. К тому же, далеко не все прихожане и священнослужители богословски образованы. Кстати, почти при всех храмах в наше время можно получить начальное богословское образование на занятиях по катехизации (в переводе с греческого языка «катехизация» - устное наставление в вере).
Очень часто слышишь и возмущенный ропот: вон, на каких машинах разъезжают эти толстые, жадные и грубые попы! А бизнес в храмах? Сколько у них эти самые свечки стоят, а сколько книжки и иконы в церковных лавочках! Крещение столько-то рублей, венчание столько-то...
Иные рассуждают не столь материалистически жестко. Для них важнее «духовные» причины, которые не пускают их в храм. Почему дети умирают? Где был ваш Бог, когда мне было плохо?
Список вопросов можно продолжить. Попробуем ответить по порядку.
***
Бабушек надо пожалеть и простить, часто они бывают неправы. Ведь эти бабушки воспитаны в богоборческой атеистической стране, это пришедшие к Богу бывшие пионерки, комсомолки, коммунистки, активистки профсоюзов. Не познав сути христианства, они любят поучать всех, забывая, что самое лучшее замечание - это собственный пример. Нам надо снизойти к их немощи. Простить, как прощал Господь - без каких бы то ни было условий. Что касается жадности и грубости, которые, может, кто-то и наблюдал в храмах, то это личный грех каждого, и у каждого он свой. Но хамство доктора или медицинского персонала - не причина, чтобы не получить лечение от болезни. Непорядочность милиционера - не причина, чтобы ставить ярлык на всех людях в форме. В Церковь ходят не ангелы, а такие же слабые люди, подверженные страстям, которые, борясь с грехами, преодолевая искушения, иногда становятся такими, как святые Николай Чудотворец, Ксения Блаженная и Серафим Саровский.
Надо снизойти и к немощи людей, получивших от Бога благодать священства. Они тоже жили и воспитывались в нашей стране. Желание иметь машину само по себе неплохо, но когда это перерастает в страсть иметь самый дорогой автомобиль, то это уже грех. Кстати, если священник едет на дорогой иномарке, то это вовсе не значит, что он мечтал о ней или купил на свою зарплату.
Церковь всегда существовала за счёт добровольных пожертвований. И если батюшке подарили машину, то благочестивый человек порадуется за него и не станет завидовать и осуждать. А кто позавидует и захочет осудить, - всегда найдёт причину. Не нужно забывать, сколько обязанностей у священника, в сколько разноудалённых мест за день он должен успеть, скольких людей он должен посетить. Без машины чаще всего это просто невозможно сделать, что и понимают церковные благотворители, делая такие подарки.
Что до полноты иных служителей Церкви, то, простите уж, дорогие братья и сестры, но среди священства такой же процент полных, как и среди всех прочих людей. Расположенный к полноте человек, сколько бы ни бегал и ни постился, будет набирать вес, особенно если питается неправильно или, еще того хуже, если у него нарушен обмен веществ.
В одной из своих бесед церковный миссионер диакон Андрей Кураев рассказал, как в юности, будучи семинаристом, он посетил Троице-Сергиеву Лавру и сразу же увидел там очень полного монаха. «Вот так Православие!» - подумал он. А монах, глянув на юношу, усмехнулся: «Вот-вот! И я так в юности про себя осудил одного толстого монаха. А Господь меня тем же и наградил!» Мы не знаем истинной причины полноты священнослужителей, а потому не будем брать на себя роль судей. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Евангелие от Луки, глава 6, стих 37).
Крещёный человек, не желающий раз в неделю участвовать в литургии (в переводе с греческого «литургия» - общее дело), поступает подобно тому, кто, живя в семье, не исполняет своих ежедневных обязанностей. Как можно говорить, что любишь жену, но не исполнять своих супружеских обязательств? Говорить, что любишь Бога, но не соблюдать Его заповеди? Между словом и делом - огромная разница. Господь говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 15), то есть на деле подтвердите свою любовь ко Мне. Мы православные только на словах или на самом деле?
Хорошо, решил человек исполнить заповедь Нового Завета и стал регулярно причащаться, стал прислушиваться к тому, что читают и поют в храме - и тут он осознаёт, что ничего не понимает. И говорит: вот если бы перевели службу с церковнославянского языка на русский, вот тогда бы было всё понятно. Парадокс: дети в школе учат иностранные языки, а прислушаться к родной старославянской речи... Получается, «What is your name?» понятнее, чем слова «Помолимся о властех, воинстве и народе ея».
Надо сказать, что тот, кто ходит каждое воскресенье на службу, волей-неволей начинает не только понимать, но и запоминать. Так что все эти разговоры - очередная надуманная причина, чтобы не ходить на службы. Другое дело, если поют и читают так, что ничего не разобрать, то тогда, даже если бы молитвы произносились на русском языке, можно было бы уверенно сказать, что понять ничего невозможно. Поэтому проблема есть и в нас, церковно- и священнослужителях: у одних - трудности с дикцией, у других - тихий голос, у третьих - и то и другое вместе, а установить новые технические средства в каждом храме - эта задача пока невыполнима.
Но даже если в ближайшее время благодетели решат и этот вопрос, и входящий в храм человек будет слышать каждое слово, то и тогда он не всё сможет понять, потому что не читая Священное Писание, невозможно понять смысл богослужения. Проглотить фантастическую сказку о Гарри Поттере, которая в 4 раза толще Библии, легко, и время находится, а вот читать Книгу Книг - некогда, непонятно, да и неинтересно. Хотя можно взять детскую Библию, где всё понятно. И когда перед крещением спрашиваешь восприемников (крёстных родителей), каковы их обязанности по отношению к крестникам, то не слышишь ответа, что восприемник берёт на себя ответственность не только молиться о ребёнке, но и обязуется приводить его в храм, объяснять ему смысл православной веры, когда он подрастет, а самое главное - научить его жить по-христиански.
Теперь о так называемом «бизнесе». С одной стороны, как благодать можно купить за деньги? Понятно, что благодать Святого Духа невозможно оценить в денежном эквиваленте! С другой стороны, содержание храма требует немалых затрат.
К сожалению, не все крещёные знают, что в дореволюционной России каждый член большой православной семьи десятую часть своего дохода отдавал в храм. Для «пропитания» сотрудников, хора, священнослужителей, на издательскую, просветительскую деятельность, на создание домов милосердия, заведений для постоянного и временного проживания детей, приюты для слепых, глухонемых, ремонт, строительство т.д. А сегодня ещё нужны средства и на воссоздание разрушенных храмов, содержание семинарий, воскресных школ, гимназий, на организацию праздников и подарков для детей-сирот, освещение, налоги и т.д. Эта лепта называется церковной десятиной. Тогда понятна надпись на кружке: «Пожертвования на требы». Пожертвования добровольны - каждый дает, сколько хочет и может. Но установление ценников временно, видимо, необходимо, потому что не все люди понимают, что церковь, как и государство, нуждается в материальной поддержке.
Апостолы питались от своего труда и проповеди. Так же и священнослужители. В большинстве случаев они не только служат, но и окормляют детские дома, приюты, хосписы, тюрьмы, являясь по сути психологами и педагогами. Если к священнику пришёл человек и попросил его крестить бесплатно, священник обязан помочь. Но даже у самого бедного человека всегда найдётся то, чем он может отблагодарить или поделиться. В Евангелии есть такой пример: Взглянув же, Он (Христос) увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела (Евангелие от Луки, 21 глава с 1 по 4 стихи).
Предположим, у тебя не хватает денег на свечку, а так хочется её поставить и помолиться. Что делать? Во-первых, надо всегда помнить, что Господь не нуждается в свечах, Он говорит: Вот Я, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откровение Иоанна Богослова, 3 глава, 20 стих). То есть главное в жертве - это твоё желание и действие. И если твою свечку кто-то затушил раньше времени или ты написал записку о здравии или упокоении, а священнослужители не прочитали её вслух, то это вовсе не значит, что Бог не принял твою жертву. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Псалом Давида, 50, стих 19). Во-вторых, в каждом храме есть возможность жертвовать на «общую свечу». В-третьих, смысл Православия не в свечках или просто в молитвах, а в соединении с Богом в Таинстве Причастия. Все молятся: и мусульмане, и иудеи, и сектанты, но только в Православии возможно не просто общаться с Богом (молиться), а быть с Ним в полном единстве, Причащаться, принимая Его Самого внутрь себя. И уподобляться Ему, получая от Него любовь, мир, радость, долготерпение, кротость, милосердие... Ни в одной религии нет того, чтобы Создатель добровольно принял мучение и отдал Свою жизнь за Своё творение. Наш Бог Иисус Христос не словом, а делом явил Свою любовь к нам. При этом некоторые говорят: «Не важно в кого верить, Бог-то один». Посудите сами. Для нас Христос - это Бог, для мусульман Христос всего лишь пророк -вовсе не Бог, а для иудеев и того хуже - лжепророк! Вот вам и разница...
В XX веке, веке массовых репрессий и расстрелов, поддаваясь лозунгу: «Грабь награбленное», богоборцы захватывали храмы, убивали христиан, многих из которых, Церковь потом причислила к лику святых. Истории свойственно повторяться, и очень страшно думать о том, что вновь созидающиеся храмы могут быть опять разрушены нашими необразованными детьми и внуками. Ну в крайнем случае переоборудованы в нечто «более полезное». Как до революции Церковь воспринималась обрядовой и люди чаще ходили только для того, чтобы покрестить, повенчаться, так и сегодня внешнее исполнение обряда для многих, к сожалению, является самым главным. Верить в Бога и верить в обряд - разные вещи.
По словам иерея Андрея Лобашинского среди называющих себя православными есть три группы:
- активные прихожане, имеющие определённую степень церковных знаний, церковную позицию, выраженную в поведении и духовной жизни. Эта группа немногочисленна. Наиболее велика она в столицах и крупных городах, на периферии же эта группа не развита...
- прихожане, имеющие очень небольшие церковные знания, но имеющие веру. В силу своей церковной неграмотности и духовной невоспитанности эта группа является наиболее духовно уязвимой, т.к. склонна к участию в различных маргинальных течениях. Именно среди таких прихожан ведут свою «деятельность» различные лжепророки, способствующие церковным расколам и разделениям.
- наиболее многочисленная группа, которую скорее можно назвать обрядоверами, чем верующими. Их вера не имеет положительного содержания ни в духовном, ни в каноническом, ни в догматическом смыслах. Там процветают всякие суеверия, люди, считая себя церковными, обманывают сами себя.
Скажут: хорошо, с людьми понятно, а как же Бог? Почему Он такой жестокий, допускает смерть невинных детей?
Этот вопрос до сих пор будоражит тех, кто не прочёл ответа в Священном Писании. Бог знает о человеке всё, не предопределяет, а знает, что выберет сам человек, став взрослым, а потому по милости, спасая от грехов, забирает к Себе человека раньше, чем хочется людям, назначая человеку время его рождения и перехода в жизнь вечную. Родственники плачут, не веря в жизнь после смерти, и здесь вряд ли поможет доктор Раймонд Моуди с доказательствами из своей книги «Жизнь после жизни».
Бог даровал человеку не только жизнь вечную, но и свободу, которой можно воспользоваться по-разному. Не Бог принимает решение убить - а человек. Поэтому Господь, не нарушая свободы воли, допускает смерть, зная, что после временной жизни начинается вечная счастливая жизнь. Или вечная смерть - кто что выберет.
Глупо обвинять Бога в своих ошибках. Сбила ребёнка машина. Кто виноват, Бог или человек, не соблюдающий скоростной режим? Да, Бог попустил этому произойти. Но для неверующего - это конец, а для ребёнка - это начало, рождение в жизнь вечную, возможно, спасающее его от каких-то непоправимых бед на земле.
Есть очень добрая современная притча. Немножко забавная, но, по сути, очень мудрая.
Два близнеца-эмбриона в утробе матери спорят: есть ли жизнь после родов. Неверующий младенец спрашивает верующего: «Ты веришь в жизнь после родов»?
- «Да, конечно. Я уверен, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом».
- «Это глупость! Никакой жизни после родов быть не может! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?»
- «Я не знаю точно, но я верю, что там будет больше света, и что мы, может быть, будем сами ходить и есть своим ртом».
- «Своим ртом?»
- «Да, я уверен, что это возможно. Все будет просто немного по-другому. Это можно себе представить».
- «Но ведь оттуда ещё никто никогда не возвращался! Жизнь просто заканчивается родами. И вообще, жизнь - это одно большое страдание в темноте».
- «Нет, это не так! Я точно не знаю, как будет выглядеть наша жизнь после родов, но в любом случае, мы увидим маму, и она позаботится о нас».
- «Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?»
- «Она везде вокруг нас, мы в ней пребываем и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не можем существовать».
- «Полная ерунда! Никто никогда не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет».
- «Знаешь, когда все вокруг затихает, можно услышать и почувствовать, как она гладит наш мир. Я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов. А ты?»
Давайте сделаем правильный вывод из этой притчи: можно ли находиться в утробе мамы и не верить в её существование? Можно. Но, если ты не видел, это не значит, что этого нет. Если не видно солнца, которое находится за облаками, то это не значит, что его не существует. Если тебе говорят, что есть жизнь после смерти, что Христос жил среди людей и является Богом, то какие основания не доверять? Либо я доверяю родителям и учителям, либо не доверяю. Да, и родители и учителя могут ошибаться или говорить не правду, но тогда надо подвергать сомнению то, что когда-то жили: Платон, Иосиф Флавий, Евсевий Кесарийский или Александр Македонский. То есть либо я верю, что они жили до нас, доверяю родителям и учителям, либо не верю. Либо верю, что Христос жил среди людей и является Богом, как об этом сказано в Библии (Ин. 5, 39; 8, 58; 10,30, Рим.9,5 и прочие места Священного Писания), либо не верю.
Но ведь не верить в жизнь после родов, это то же самое, что не верить в жизнь вечную после смерти. Хорошо сказал по этому поводу учёный физик, философ Б. Паскаль: «Если я верю в жизнь после смерти, и это окажется правдой - я ничего не теряю, а если не верю, то теряю всё». Но наша вера должна быть не на всякий случай - вдруг это правда? Она должна стать уверенностью - как итог, плод доверия Богу. Иначе христианство становится не бескорыстным подвигом любви, а расчётливым путём, якобы ведущим в рай. Мол, я тебе, Господи, свечку, а Ты мне грехи прости или здоровья дай! Или бывает так: я молюсь, молюсь, мне плохо, а Бог меня не слышит... На этот счёт тоже существует современная притча.
Однажды человек, умирая, увидел всю свою жизнь в виде следов, отпечатанных на песке. А рядом с его следами - ещё чьи-то следы. И в те дни, когда особенно было трудно, видны были следы только одного человека. Тогда он в недоумении обращается к Господу и говорит: «Как же так, Господи, в те дни, когда мне было особенно трудно, Ты оставлял меня!» А Бог ответил: «Возлюбленный мой, в те дни Я брал тебя на руки».
Человеку надо определиться: либо я люблю Бога, во имя Которого крестился, и соответственно живу по Его заповедям, либо я только говорю, что люблю Его, а живу по своим принципам. Необходим выбор и решительность. А решительности-то как раз и не хватает. И здесь выявляется ещё масса других препятствий, чтобы не ходить в Церковь.
3 «Бог у меня в душе».
Бог у меня в душе - и этого достаточно, считают приверженцы такой мысли. Зачем же тогда Господь Иисус Христос безвинно принял мучения, умирая на Кресте, страдал, проливал Кровь? Зачем Господь с человеком заключал Новый Завет (союз, договор)? В чём состоит эта заповедь Нового Завета? Господь говорит, что эта заповедь - в Его Крови. А если у меня Бог в душе, тогда зачем храм, священники, Таинства? Да и Сам Христос напрасно умер, если нет желающих исполнять Его волю. А воля Бога такова: Тот, кто ест Моё Тело и пьёт Мою Кровь, будет иметь жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день... Тот, кто ест Моё Тело и пьёт Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нём (Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 54-56). И ещё, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Послание от Иоанна, глава 4, стих 20).
Конечно, чувство присутствия Бога в душе заложено в каждом человеке при его рождении. Но не все люди раскрывают Ему своё сердце. Некоторые, загрязняя себя грехами, не стремятся к тому, чтобы омыться покаянием. Слово «покаяние» (греч. - «метанойя») означает не просто признание своего греха, оно предполагает непременное изменение образа мыслей и действий. Покаяние - это не констатация факта, что я - грешный человек, а конкретное действие, ведущее к изменению образа жизни. Если медлим, то мы всё более укореняемся в грехе и нам трудно его победить, как трудно вырвать дерево, имеющее глубокий корень, как трудно бывает бросить курить, когда появляется зависимость. Подобным образом человек, полюбивший грех, становится рабом своей плоти, а не рабом Божьим. Но Бог желает обитать в нас всегда - как в храме, то есть не только в душе, но и в нашем сердце, разуме, теле. Чтобы нам быть храмами Его Духа Святого, надо исполнять Его заповеди. Самая большая заповедь - это заповедь о любви. А как научиться всепрощению, милосердию, состраданию, бескорыстию? Разве можно сделать это путём собственных усилий или заслуг? - Никогда. Один ребёнок рассуждал так: какой я всё-таки молодец, что родился на свет с белокурыми волосами и голубыми глазами! А родители его спрашивают: «Солнышко, разве это твоя заслуга?» Только Тот, Кто даровал нам жизнь через наших родителей, способен даровать и любовь. Чтобы стать частью Бога, Который есть Любовь, надо быть причастным Ему, надо ПРИЧАЩАТЬСЯ Его Тела и Крови, Которую Он пролил за всех нас.
Причастие - это не кагор и кусочек булочки, как некоторые думают. На литургии мы принимаем из Чаши под видом хлеба и вина - Самого Господа! Как на обычные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви сходит Дух Святой и они становятся Телом и Кровью нашего Спасителя? - Так же, как по молитве православных, возглавляемых архиереем, каждый год, в канун православной Пасхи, сходит на Гроб Господень благодатный огонь, который ещё и не обжигает первые 10-15 минут. Современному «Фоме» достаточно включить телевизор в день празднования Пасхи по православному календарю и лично увидеть прямую трансляцию из Иерусалима.
Хотя и это не повод, чтобы верить, поскольку вера - это не получение доказательства, это доверие, уверенность. Вера - это дар (Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 2, стих 8), подарок.
Но некоторые говорят: «Я верю, но мне в вашем храме становится плохо...» Откуда будет хорошо, если с детства ни родители, ни крёстные не позаботились о том, чтобы тебе в храме было комфортно?
4. «Нет времени».
«Я верю в Бога, но у меня нет времени». Обычно на такую причину ссылаются люди, которые догадываются, что надо участвовать в литургии каждое воскресенье, но это пока не стало самым важным в их жизни. Человек, рассуждающий подобным образом, подчёркивает, что на сегодняшний день он носит христианское имя, но пока ещё не готов жить по заповедям Божиим (например, исполнять четвёртую заповедь, где сказано, что человек должен шесть дней работать, а седьмой посвятить Богу). И, вероятно, такой человек пока не понимает, что такое Церковь, зачем она нужна и зачем собираться всем вместе? Для многих Церковь - это не собрание верующих (греч. - «экклесия»), а место, где можно справить свою духовную потребность. «Это старикам делать нечего, вот они там и собираются», или: «я же не могу взять и поменять свою жизненную позицию, я, что, столько лет ошибался?» А бывает, услышишь такие доводы: «нет, это же надо молиться, поститься, смиряться, соответствующе одеваться, вот старым буду, тогда и буду ходить». Примерно такие оправдания иногда можно услышать, когда человек не ходит в Церковь. Доживёшь ли до старости, успеешь ли, и откуда такая уверенность? Между тем святой Киприан Карфагенский неслучайно произнес слова, которые стали пословицей: «Кому Церковь не мать - тому Бог не Отец»!
Один священник, который устал слушать причины, по которым люди редко ходят в Церковь, написал следующее.
Десять причин, по которым я редко умываюсь:
- Меня не научили умываться в детстве.
- В детстве меня заставляли умываться.
- Я умываюсь только по большим праздникам.
- Никто из моих друзей не умывается.
- Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.
- Старикам нечем заняться, вот они регулярно и умываются.
- Мыться мылом модно, а я не хочу мыться из-за моды.
- Я не собираюсь мыться, вот если в жизни что-то произойдёт...
- Начну регулярно умываться, когда стану старым.
- Те, кто умываются - лицемеры, так как думают, что они чище других.
Действительно, бывает и так, что человек ходит в храм, внешне исполняет все обряды, но его взгляд, дела и слова выдают то, что сокрыто под маской благочестия. И глядя на такого «православного», люди делают вывод: лучше не ходить в храм, но жить по совести, чем соблюдать все церковные каноны и правила, фарисейски кивая на недостатки ближнего. А ещё лучше быть добрым, честным, искренним христианином.
Как можно верить в Бога и не верить в то, что Он говорил в Священном Писании? Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Послание к Евреям, глава 13, стих 8). Для многих, к сожалению, Христос не здесь и сейчас, а где-то там, а может, и вообще Его не было? Может, вообще всё, что мы видим: небо, солнце, моря - появились случайно? Вряд ли. Почти все понимают: должен же быть какой-то Высший Разум, создавший всё?! Может ли слепой случай составить текст, если на бумагу просто вылить чернила? Сколько не выливай, текста не выйдет. Нет, нужен кто-то, имеющий разум.
Но у человека нет времени подумать, почитать, послушать, а появляется время только тогда, когда в жизни что-то произойдёт - «Пока гром не грянет - мужик не перекрестится!» Зачем дожидаться грома? Становится очевидным, что желающий ищет возможности, а не желающий ищет причины. По-прежнему зовут колокола людей в храмы, а Господь ждёт свободного волеизъявления детей своих.
5. Духовный кризис веры.
Предположим, человек прошёл все эти мучительные стадии духовного развития, но вследствие наступившего кризиса веры оказался вновь за оградой Церкви. Была благодать, мир, тишина, радость, и вдруг куда-то всё исчезло. По этой причине он и не ходит в храм. А бывает так: человек ходит в храм, исповедуется, причащается, а ничего не происходит, грехи те же, проблемы те же. И уходит... так и не поняв, что Господь долготерпелив, зная немощь нашего естества. Но если раз и навсегда понять следующее: Бог меня так любит и, несмотря ни на что, ждёт со мной встречи и готов тысячу раз рождаться, чтобы вновь страдать и умирать за меня, то всё уныние рассеется во мгновение. Конечно, если мы не считаем, что со смертью всё заканчивается. Вот тогда надо брать от жизни всё, хватать, рвать, отвоевывать. И если человек умер в расцвете сил или ещё в совсем юном возрасте, становится очевидно, что не может быть в жизни такой несправедливости. Человек зачинается не для того, чтобы провести всю жизнь в утробе, и рождается не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, с Богом, а после смерти воскреснуть и жить вечно!
Выбор за вами.
Послесловие
У святого Иоанна Лествичника спросили, как определить: приближается ли человек к Богу или отдаляется от Него. На это он ответил: «Верный признак заблуждения - это уклонение от церковных служб». Через участие в Богослужениях православные христиане входят в таинственное общение с Богом и получают от Него благодатные силы для праведной жизни. Но путь христианина всегда увенчан страданием, и только со Христом этот путь - радость!

+1

2

kolovrat
Спаси, Господи! Очень полезная статья.

0


Вы здесь » Козацькі посиденьки » Религия » Интересная и поучительная статья