Изюмский гусарский полк - один из самых старых полков в русской армии.
27 июня 1651 года был образован Изюмский слободской казачий полк из выходцев Малороссии, которые слободами селились на на правом берегу Северного Донца и по берегам реки Изюмца. Основным назначением слободских полков была охрана южных границ России. Вместе с тем слобожане вели хозяйство, жили семьями. С 1651 года и идет старшинство полка.
Вскоре он стал называться Харьковским слободским, а с 1688 года - вновь вернул себе свое название (полковник Константин Донец-Захаржевский).
В 1662 и 1666 годах слободские полки отражали набеги крымских татар, и в 1668 - за верность и храбрость были пожалованы царем Алексеем Михайловичем похвальными грамотами.
В 1695 и 1698 годах изюмцы отбили ряд татарских крепостей на Дунае и действовали под Перекопом. Участвовали в Северной войне (полковник Шидловский), в войне с Турцией 1736-1739 гг. и штурме Перекопа, в битве при Гросс-Егерсдорфе в Семилетней войне с Пруссией.
В 1765 году наступил новый этап в жизни полка. Он был переименован в гусарский (полковник Зорич).
В 1768 году генерал-фельдмаршал граф Румянцев признал Изюмский полк лучшим в Малороссии.
В Турецкую кампанию 1771 года в полку появились первые три Георгиевские кавалера (в том числе и полковник Хорват).
В 1784 году именовался Изюмским легко-конным полком, и в 1790 году отличился при штурме Измаила Суворовым.
В 1792-94 Изюмский гусарский полк участвовал в войне с Польшей. В эти годы в нем служили известные впоследствии полководцы: в 1788-1790 гг. М. Б. Барклай де Толли в чине секунд-майора и Л. Л. Беннингсен (1785-1794) в чине полковника.
В 1803-1812 полком командовал генерал-майор Дорохов. Полк отличился в боях с Наполеоном под Пултуском и Прейсиш-Эйлау и был награжден почетной для кавалеристов наградой - серебряными трубами с надписью "Изюмскому полку за оказанную храбрость в 1807 году против французов".
Отечественная война 1812 года стала звездным часом в истории изюмцев, прошедших с боями весь путь русской армии.
От Гродно, практически из полного окружения, в течение девятидневных непрерывных боев генералу Дорохову удалось вывести полк на соединение с армией Багратиона. Затем кровопролитные бои у Смоленска и под Клоцким монастырем.
При Бородине полк потерял 120 человек убитыми и 100 ранеными.
Затем контрнаступление и заграничный поход. Изюмцы первыми ворвались в Берлин, участвовали в "битве народов" под Лейпцигом в 1813 году.
При Сен-Дризье в 1814 году за блестящую атаку на непобедимых конных егерей Старой Гвардии Наполеона полк получил знаки на кивера с надписью "За отличие".
Доблесть изюмцев в Отечественной войне была высоко оценена Государем Императором. В 1814 году Изюмский полк получает одну из высших наград - Георгиевские штандарты (по одному в эскадрон) с надписью "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году".
Изюмцы участвовали в кампаниях 1828-1829, 1831 и 1849 годов.
В 1882 году, как и все гусарские полки, Изюмский был переименован в драгунский (37-й). В 1907 - вновь стал 11-м гусарским.
В 1912 году, в столетний юбилей Отечественной войны, Изюмскому полку было присвоено имя генерала Дорохова, заслуженного боевого командира, составившего блестящую эпоху в истории полка.
Великую войну изюмцы встретили на границе с Австро-Венгрией на реке Буг, неподалеку от Почаева, в составе 11-й кавалерийской дивизии, которая входила в 3-ю армию Юго-Западного фронта.
18 июля 1914 года полк перешел австрийскую границу.
1914-1915 годы полк провел в непрерывных позиционных боях по реке Стырь в районе городов Луцк, Владимир-Волынск, Ковель, где изюмцам приходилось и участвовать в кровопролитных кавалерийских атаках, и сидеть в окопах.
Особенно отличился полк в трех известных кавалерийских боях Великой войны:
11 августа 1914 года под Каменькой-Струмиловой на реке Буг в вечернем конном бою с венгерскими гусарами изюмцы выручили дивизионную конную батарею: уже почти захваченную противником. Многие гусары были награждены, в командир полка полковник Мирбах получил Георгиевское оружие.
Затем, 5 сентября 1915 года у деревни Своз на Волыни во время преследования австрийцев третьему эскадрону полка вместе с двумя сотнями донских казаков удалось разгромить в три раза превосходящего по численности неприятеля. За эту отважную атаку Изюмский полк был представлен к награждению "Серебряными трубами".
Во время "Брусиловского" прорыва 23 июня 1916 года у деревни Градие на реке Стырь три эскадрона изюмцев атаковали целую бригаду Баварской пехоты и, тем самым, спасли Туркестанский стрелковый полк от разгрома. Наступление немцев было остановлено, но эскадроны, попав в болото, понесли большие потери. (Этот эпизод описан в воспоминаниях фон Розеншильд-Паулина).
В октябре 1916 года 11-я кавалерийская дивизия конным порядком перебрасывается в Румынию, в Карпаты, где русская армия должна была срочно занять передовые позиции, после того как румынская армия была разгромлена австрийцами.
Здесь полк встретил 1917 год. Затем изюмцы возвращаются в Галицию к городу Тарнополю и принимают участие в ликвидации немецкого прорыва. Вместе с тем им все чаще приходится выполнять операции по сохранению фронта от разложения, ловить дезертиров...
И вот, в октябре 1917 года 11-й Изюмский генерала Дорохова гусарский полк прекратил свое существование у небольшого городка Литин Подольской губернии.
Полковый штандарт был сдан на хранение в городскую церковь, имущество частично разделено, а гусары и офицеры распущены.
Судя по воспоминаниям, даже этот процесс прошел у изюмцев достаточно организованно, в отличие от многих других полков бывшей Императорской армии.
Вскоре полку предстояло возродиться...
В начале 1918 года группа офицеров собралась в Житомире, где по приказу гетмана Скоропадского было начато формирование "украинского" 9-го конного Изюмского казачьего полка. Из Литина вновь был привезен штандарт, который хранился там с октября 1917 года в городской церкви.
Хотя в Житомире постепенно собралось довольно много офицеров и гусар, полк сформирован не был, так как немцы, контролировавшие действия Скоропадского, не были заинтересованы в действительном возрождении русской армии.
Когда стало известно о начале борьбы с большевиками на Дону, несколько офицеров, взяв штандарт, отправились туда.
В Новочеркасске Донской атаман генерал Краснов согласился формировать полк, но только из казаков. Тогда офицеры добрались до Екатеринодара и обратились к командующему добровольческой армией генералу Деникину. 13 сентября 1918 года он лично принял изюмский штандарт. Так началось воссоздание Изюмского гусарского полка.
Он формировался при 1-м конном Алексеевском полку в дер. Лазаревская около Сочи.
В ноябре Изюмский дивизион перебрасывается в Ставропроль.
В марте 1919 года дивизион (состоял из двух эскадронов по 30 человек) перевозится в Донбасс в составе Сводно-гусарского полка. Начались непрерывные бои.
Летом и осенью 1919 года, в авангарде Добровольческой армии изюмцы наступают на Москву: Харьков, Белгород, Короча, Глухов, Севск, Орел. В это время полком, входившим в дивизию генерала Чекотовского, командовал полковник Гаевский.
Затем осеннее и зимнее отступление на Харьков, Ростов. Полк понес большие потери и был сведен в один эскадрон, который принял ротмистр Гольм (один из авторов записок). Эскадрон вошел в состав 1-го Сводно-кавалерийского полка.
Затем изюмцы участвуют в феврале 1920 года в одной из крупнейших и кровопролитнейших кавалерийских битв Гражданской войны у станицы Егорлыцкой на Кубани. В результате внезапного ухода в самый разгар боя кубанских казачьих частей конница белых понесла тяжелое поражение и началось безостановочное отступление к Новороссийску.
Уже 13 марта изюмцы погрузилсь на баржу и переправилсь в Крым, в Феодосию.
В Крыму генерал П. Н. Врангель, сменивший Деникина на посту Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России, реорганизует, а вернее, создает из остатков ВСЮР Русскую Армию, остановившую продвижение красных.
В апреле эскадрон изюмцев, около 150 человек (в нем также были черниговские гусары), вошел в состав 3-го кавалерийского полка, образованного из всех бывших гусарских полков. Командиром полка стал полковник Псиол, а Изюмским эскадроном по-прежнему командовал ротмистр Гольм.
В мае полк стоял на Перекопе, затем во время наступления войск Врангеля воевал в Северной Таврии, у Токмака и Каховки.
До июня 1920 года эскадрон был пешим, и лишь после успешных боев на Днепре изюмцы получили коней. Тогда же, после гибели полковника Псиола, полк принял полковник Байдак.
В конце сентября полк участвовал в Заднепровском рейде. Затем отход на Геническ, бои у Юшуньских укреплений и отступление к Феодосии.
И вот, 3 ноября 1920 года (по старому стилю) изюмцы погрузились на судно и отошли от берегов России. Теперь уже навсегда. Глядя на уходящий берег, люди испытывали тяжелейшие моральные и физические переживания: позади у многих почти шесть лет непрерывнмх боев, потери близких, несбывшиеся надежды; впереди же полная неизвестность...
В начале декабря полк, как и весь 1-й армейский корпус генерала Кутепова, был перевезен из Константинополя в Галлиполи, маленький турецкий городок на берегу Дарданельского пролива.
В самом городе, разрушенном землетрясением и войной, разместиться можно было в основном лишь в развалинах домов, да и то только небольшой части корпуса. Основная часть войск, в том числе и изюмцы, была размещена в палаточном лагере, разбитом в открытом поле в 8-10 километрах от города.
Грязь, холод, сильные ветры, крайне скудное питание на грани с голодом, вспыхнувшие болезни - все это явилось новым испытанием, которое пришлось перенести людям, только что пережившим тяжелое военное поражение и потерявшим Родину. Но чувство чести и долга, присущее русским воинам, ответственность за будущее России, строгая дисциплина и организованность позволили генералам Врангелю и Кутепову сохранить аримию. Проводились военные учения и даже парады, шли занятия на различных курсах, возобновилась учеба в юнкерских училищах.
В августе 1921 года изюмцы, входившие во 2-ой Сводный кавалерийский полк, были перевезены в Сербию, так как король Югославии (Королевство сербов, хорватов, словенцев) принял часть русской армии на пограничную службу. Эта служба продолжалась несколько лет, причем организационно полк продолжал существовать.
В 1924 году все воинские части были преобразованы в соответствующие отделы Русского Общевоинского Союза - РОВС. Тогда и закончилось существование Изюмского гусарского полка как боевой единицы.
Многие офицеры остались служить в Югославии, часть - уехали во Францию, Грецию, США и даже в Бразилию.
В 1930 году изюмцы создали полковое объединение, в которое вошло 36 человек. Они активно переписывались, старались чаще встречаться, особенно в день полкового праздника (9 мая по старому стилю). Не забывали и своих полковых командиров.
Понемногу удавалось печататься. Несколько раз в год выходил бюллетень "Жизнь изюмских гусар".
В журналах "Часовой", "Военная быль", "Русский инвалид" и других периодических изданиях вышло несколько статей ротмистра фон Розеншильд-Паулина, штабс-ротмистра Шостака, корнета Балашева.
Под редакцией Балашева, любимого в полку поэта, вышло два выпуска "Изюмского сборника" - интересного и трогательного журнала, вобравшего в себя всю любовь и преданность полку последних изюмцев.
В 1951 году к празднованию 300-ледия полка изюмцы передали в дар Александро- Невскому собору в Париже икону святителя Николая Чудотворца, покровителя полка.
Со смертью в 1980 году последнего полкового старшины К. Н. фон Розеншильд-Паулина, можно сказать, закончилась история 11-го гусарского Изюмского генерала Дорохова полка, насчитывавшая более трех столетий. Но важно сохранить память об этом славном полке, о тысячах русских солдат и офицеров, служивших в нем на протяжении веков и много раз проливавших свою кровь в боях за Россию.