Cреди представителей осетинской военной интеллигенции генерал-лейтенант Эльмурза Асланбекович Мистулов был известен как потомственный военный. Он родился в 1869 году в семье офицера Терского казачьего войска Асланбека Мистулова. Рано лишившись матери, Эльмурза самозабвенно и трогательно был привязан к отцу, человеку легендарной храбрости и отваги. Влияние отца было огромным, потому что он был не только блистательным офицером русской армии, участником Дунайской войны, кавалером многих орденов и медалей, но и заботливым семьянином, педагогом-воспитателем. Мир маленького Эльмурзы был заполнен преданиями о народных традициях, живыми примерами нравственных идеалов, человеческого благородства и достоинства. Возможно, уже тогда в юном сердце Эльмурзы утвердился принцип: нет ничего выше чести, а гарантия чести — верность слову.

3 августа 1889 года по окончании Ставропольского юнкерского казачьего училища Эльмурза был прикомандирован к 1-му Сунженско-Владикавказскому полку для несения службы. В послужном списке появляется запись: «Награжден серебряными призовыми часами за отличную езду верхом». Затем служба в Горско-Моздокском, Волгском конных полках.

Переводы по службе сопровождались повышением в чине. В сентябре 1894 года Эльмурза уже командовал сотней и был членом суда общества офицеров.

Каким авторитетом среди товарищей и командования надо было пользоваться, чтобы в неполных 25 лет добиться таких успехов! Принципиальность, бескорыстие, отвага и огромное чувство долга снискали ему любовь и уважение сослуживцев. Именно эти качества явились причиной того, что его избрали членом общества офицеров, решавшего судьбы офицеров-однополчан.

Обширна служебная география генерала, охватившая не только европейскую, но и азиатскую часть России. В 1900 году полковник Мистулов несет охранную службу в Заамур-ском округе пограничной стражи отдельного корпуса. И здесь, как и ранее, за отличную службу он награжден серебряной медалью и орденом. Однако непреодолимое желание служить в родных местах обусловило его возвращение в 1902 году в Осетию, где он начинает службу во 2-м Горском казачьем полку. Вскоре за отличную службу он награждается орденом и медалью.

Послужной список, как известно, является основным документом, характеризующим солдата. Он доносит до нас лаконичные записи, за каждой строкой которых - подвиг и как следствие- награды, среди которых орден Св. Георгия и золотое оружие с надписью «За храбрость».

В истории первой мировой войны с именем Мистулова связан целый ряд удачных операций. В одном из документов читаем: «... В 10 часов утра полковник Мистулов овладел Хмелевкой и занял ее, захватив в плен 141 нижнего чина, трех офицеров, и отбросил противника». «Мистулов атаковал противника в селе Дарахов с севера. На всем фронте выступления дивизии противник был разбит и, преследуемый по пятам, бежал...» В следующем сражении «... захвачено в плен три офицера, 250 нижних чинов, 43 повозки обоза».

Ни скалы Дора и Яблоницы, ни леса Карпат, в которых провела почти месяц дивизия, ни глубокие снега суровой зимы 1914—1915 гг., в которых по брюхо утопали кони, — ничто не могло служить препятствием казакам Мистулова.

Были и другие трудности. Привычный действовать на коне, казак был почти лишен этой возможности, так как имел дело с пехотой противника. Части дивизии только несколько раз ходили в атаку на конях. Почти все время дивизии приходилось воевать в пешем строю, при всей неприспособленности к нему казаков, огнем и шашкою принужденных выбивать противника из окопов. «На коне, пешком и в окопах работали казаки на славу Родине. И на холмах Приднестровья, и в лесистых скалах Карпат, и в глубоких снегах, заставляя противника трепетать».

О бесстрашии Мистулова ходили легенды. Однако ни ранняя слава, ни громкое имя не избаловали его. Об этом весьма убедительно свидетельствуют воспоминания современников, которые среди основных качеств характера Эльмурзы выделяют скромность, обходительность в общении с людьми, независимо от их имущественного положения и классовой принадлежности. «Приезжая домой в отпуск, — вспоминают они, — Эльмурза считал нужным спешиться у околицы, остерегаясь ненароком оскорбить односельчан, и, передав уздечку ординарцу, шел к дому, сердечно раскланиваясь со встречными».

Не потому ли и сегодня, через 80 лет после его смерти, глубокие старики-односельчане, вспоминая его, желают и правнукам унаследовать высокие нравственные принципы Эльмурзы. «Будь порядочным, как Эльмурза», — говорят они.

С его духовными качествами гармонировала и внешность. Высокий, стройный, с красивым мужественным лицом и обезоруживающей улыбкой, он располагал к себе любого и вызывал симпатию.

Грянула Октябрьская революция. Главной трагедией жизни Эльмурзы стало крушение идеалов класса, представителем, воспитанником и защитником которого он был. Личность его как бы раздвоилась. Он не встал на сторону советской власти, но и не принял контрреволюцию. Сомнения, которые в нем возникли с самого начала белого движения относительно моральных целей контрреволюции, вызвали глубокий кризис в его душе. Потрясенный революционными событиями, мучимый внутренними противоречиями, он не мог изменить своим идеалам, данной присяге, всему тому, что составляло смысл и содержание всей его жизни. В начале ноября 1918 года он застрелился.

Можно по-разному относиться к этому поступку, но нельзя отрицать того, что он не лишен нравственной основы.

В 1953 году в Нью-Йорке в серии публикаций о казачестве появилась брошюра полковника Елисеева «Генерал Эльмурза Асланбекович Мистулов (ко дню 35-летия его трагической смерти (1869—1918 гг.)». Как адъютант Мистулова, автор дает своему командиру удивительно теплую и точную характеристику, заслуживающую внимания. Ниже мы приводим цитаты из брошюры. «Когда 2-х чеченцев, особенно отличавшихся своей храбростью, спросили жители их аула, знают ли они кого-либо, кто может превзойти их в отваге и мужестве, — они, не задумываясь, ответили: «Если вы хотите видеть действительно храброго человека, то поезжайте в станицу Черноярскую. Там живет терский казак-осетин Эльмурза Мистулов». Высокий ростом, тонкий в талии и широкий в плечах, он особенно удивлял своею храбростью». При этом они рассказывали о его подвигах в русско-японскую войну 1904—1905 гг., когда были под его командованием в сотне Терско-Кубанского военного полка, составленного из горцев Кубани и Терека.
Суть подвига сотника Эльмурзы Мистулова заключалась не только в беззаветной личной храбрости, но и в его благородном воинском чувстве долга, диктующем такой его поступок, как «выручка в бою своего товарища-офицера». Разъезд горцев, высланный Мистуловым, напоролся на японцев и на месте схватки вынужден был оставить тело своего офицера, корнета князя Эльдарова. Узнав об этом, Мистулов с несколькими казаками бросился на выручку. Скакавшие за ним всадники отстали и настигли его уже в рукопашной схватке с японцами. Увертливые японские солдаты, приседая и защищаясь ружьями против смертоносных шашечных ударов Мистулова, старались достать его штыками снизу. От сильного удара по винтовке одного из них у Мистулова сломался клинок шашки «гурда» у самой рукоятки. Как истинный горец он инстинктивно хотел схватиться за кинжал, но еще раньше пуля японца пересекла ему пояс, ранив в живот, в результате чего кинжал выпал. Схватился за кобуру с револьвером, но она также была утеряна вместе с поясом и кинжалом, и лишь револьвер «на шнуре» где-то болтался сбоку. Он быстро подхватил его и стал стрелять в упор. Подоспевшие всадники помогли завершить эту необычную кровавую схватку, взяв в плен оставшихся в живых японцев.
Мистулов получил в этом бою три штыковые раны и пулевое ранение в живот. Перевязав живот башлыком, взвалив на себя тело убитого князя Эльдарова, Мистулов с пленными японцами вернулся к своей сотне. За этот исключительный подвиг он был награжден орденом Св. Георгия 4 степени. Офицеры полка в знак восхищения его боевым подвигом и выручкой своего товарища-офицера, в качестве возмещения потерянного им в этом бою оружия, преподнесли Э. Мистулову шашку, кинжал с поясом и газыри в массивной серебряной оправе с позолотой с надписью: «За героический славный подвиг от сослуживцев Терско-Кубанского полка», а всадники-осетины — серебряный портсигар с надписью: «Храброму Эльмурзе от осетин Кавказа». Когда о подвиге подъесаула Мистулова донесли генералу Куропаткину, он сам выехал навстречу раненому, поцеловал его, поблагодарил и наградил Георгиевским крестом".

По материалам книги Г.Т.Дзагуровой “Сыны Отечества” 

Другой источник, сухо, но достаточно подробно описывает события и последние годы жизни генерала Мистулова.

Окончил Николаевское кавалерийское училище. Участник похода в Китай (1900—1901), русско-японской и Первой мировой войн. Из училища вышел в 1-й Волгский полк Терского казачьего войска, в котором прослужил около 20 лет. Во время русско-японской войны был отмечен в приказе Главнокомандующим генералом Куропаткиным за конную атаку на японскую пехоту и награжден орденом Св. Георгия. В 1912 г.— полковник и заместитель командира полка. В начале 1914 г. назначен командиром 2-го Сунженского полка, с которым вышел на фронт Первой мировой войны в составе Терской казачьей дивизии, действовавшей в Галиции и на Карпатах. Весной 1916 г. принял командование 1-м Кавказским казачьим полком в составе 5-й казачьей дивизии на Кавказском фронте. 28 июня 1916 г. совместно с Таманским казачьим полком атаковал турецкие войска, занимавшие город Мина-Халтун, и обратил противника в бегство. В 1917 г.— генерал-майор — за боевые отличия и командир бригады в 5-й Кавказской дивизии. После возвращения с Кавказского фронта в Терскую область в начале 1918 г. проживал в станице Черноярской. В начале июня 1918 г., при начале восстания казаков против власти Терской Советской республики, генерал Мистулов был избран командующим на созванном в освобожденном городе Моздоке Казачьем Круге. Под его командованием действовали самомобилизовавшиеся отряды казаков, в том числе казаки Моздокского отдела под командованием полковника Вдовенко (будущего атамана Терского казачьего войска), казаки Владикавказского отдела под командованием полковника Агоева и др., которые захватили почти всю Терскую область. Генерал Мистулов был тяжело ранен в самом начале восстания в бою у станицы Прохладной и его заменил полковник Федюшкин. Войска т. н. Терского фронта были изолированы и лишены какого-либо снабжения; поэтому они несли тяжелые потери в боях и от болезней. В октябре 1918 г. советские войска перешли в решительное наступление на Моздок и Прохладное. Полковник Федюшкин был отстранен, так как не смог организовать оборону, и выздоровевший от ран генерал Мистулов снова принял командование. Генерал Мистулов оказался в одиночестве (полковник Вдовенко заболел, а полковник Агоев был ранен) и не смог воспользоваться с большим опозданием объявленной мобилизацией. «Не будучи в состоянии остановить развал фронта»*, генерал Мистулов застрелился у станицы Прохладной 7 ноября 1918 г.

*Генерал Деникин А. И. Т. IV. С. 105.

http://uploads.ru/t/e/T/C/eTC9a.jpg