Обращение окормляющего священника РКО "Юго-Восток" МОКО ВКО "ЦКВ"
Сегодня окормляющий РКО «Юго-Восток» священник о. Сергий Торнаги, доктор философии, впервые через наш сайт обращается к казакам с разъяснением жизненно важных правил Православного устроения казачьей жизни.
На некоторых казачьих сайтах можно встретить высказывания в пользу того, что священник не особенно нужен на Круге. Более того, право духовника на выступление в любой момент подается как некое самодурство, узурпирующее полновластие воли казаков.
Хотя свидетельства еретиков против священства (в соответствии с 75-м Апостольским правилом и 6-м правилом Второго Вселенского Собора) не должны приниматься в расчет, однако как пастырю мне вменено в священную обязанность оберегать паству от тех, кто «приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф.7:15). Поэтому просто необходимо ответить на ряд вопросов, которыми завлекают еще не приобретших вкус к здоровой религиозности в лоне Святой Православной Церкви.
Однажды, произнеся известную всем аксиому «казак без веры не казак», к своему удивлению, в ответ я услышал, что это «вовсе не факт». По мнению некоторых членов казачьих обществ, казак может быть и атеистом, и язычником, и еще неизвестно кем. Далее, в таких дискуссиях, идет густая и бессвязная, перескакивающая с темы на тему бездоказательная брань в адрес священников и всего Православия, которая на языке психологов обычно называется шизофонией.
И вот уже в унисон бесноватым феминисткам (кажется так переводится с английского их самоназвание — Pussy Riot), тиражируется в интернет сайтах вопрос об ограничении влияния Православия на жизнь казачества. Авторы таких статей откровенно пытаются противопоставить казачье общество и Церковь. Все это под внешне благовидным предлогом защиты казаков от клира. И хотя по-человечески понять мотивацию этих людей возможно, однако их желание перенести личный внутренний разлад с совестью на взаимоотношения в казачьем воинском братстве допустить нельзя. Если мы позволим разрушение традиций и разрешим втянуть в казачью жизнь ненависть к вере предков, то мы посеем постоянный раздор. А бесконечный немотивированный раздрай погрузит казаков в бесконечную трескотню. А дела, как известно, в такой атмосфере не делаются. Последователи Троцкого жаждут разрушения Казачества как единственной силы, способной к самоорганизации. Троцкистскую задачу по истреблению нашего этноса очевидно можно решить только путем насаждения расколов и раздоров. История казачества и сама жизнь неустанно подтверждают слова Священного Писания: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Марк 3:24-25).
Рассмотрим же основные претензии этих «радетелей» о свободе волеизъявления казаков.
Их возмущает в первую очередь то, что духовнику во время работы Круга предоставляется возможность брать слово тогда, когда тот находит необходимым. Для выражения своих чувств в этом обвинении они используют слово «заблагорассудится». Хотя авторы таких статей применяют это слово в саркастическом смысле, однако они и не осознают что это именно то слово, которое подходит более всего. Стимулом к неожиданному выступлению священника на Круге является именно благое рассуждение о духовной пользе для казаков. Ведь каждый православный знает, что именно угодное Богу - мирное и по-мужски выдержанное поведение приносит максимальные плоды в работе казачьего Круга. А вот разрушительному духу разделения, которым в пылу полемики могут быть захвачены спорщики, и противостоит своим пастырским словом духовник.
Абсурдным для ненавистников Церкви Христовой представляется то, что все решения принятые на Кругу в отсутствии священника являются недействительными
Что тут скажешь? Ведь все знают, как бывает, когда накал страстей так высок, что братья не способны услышать не только друг друга, но слово увещевания от пастыря. Именно в этом случае, покидая круг, батюшка прибегает к прекращению заседания. И это тоже позволяет (через смирение) отрезвится и, испросив прощения у священника, начать дискуссию в продуктивном русле.
Далее необходимо упомянуть еще один странный аргумент со стороны этих людей. Они пишут: «Почему бы тогда для уравновешивания статуса Казачьих Войск и Христианской Церкви не объявить: все решения принятые на Церковных Соборах объявляются недействительными, потому что на них не было казаков. При чем здесь казаки, возразят мне оппоненты? А причем здесь Церковь и решения, принятые на казачьих Кругах? Одна организация церковная, другая общественно-этническая и никакого прямого отношения друг к другу не имеют».
А вот еще: «духовник Круга посягает на полновластие Круга, у казаков никогда такого не было, и быть не могло».
Конечно, такое мог написать только человек, который вообще не знает что такое Православие. Ведь мы с вами знаем, что Церковь это не храмы и служащие в них клирики. Православная Церковь - это богочеловеческий организм, состоящий из людей, стремящихся к совершенству в Боге, через покаяние и следование учению Господа Иисуса Христа. Церковь - это народ Божий, включая священников и епископов, которые от имени всего сообщества верующих предстоят перед Престолом Божием. Ведь в первую очередь для этого церковного послушания они наделены особой Благодатью Святого Духа. Казаки же являются ни чем-то присоединенным, союзным или равноценным с Православной Церковью, а «плотью от плоти» истинными Ее членами и верными защитниками. В этом древнее рыцарское служение казачества. Поэтому-то священник, наделенный от Бога, особой духовной властью, почитается казаками. Ведь они помнят адресованные священнослужителям слова Священного Писания: «...примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся". (Ин.20:22-23). Именно по причине несения такого высокого служения верные чада Христовы наделили духовника правом даже останавливать Круг, напоминать (в случае необходимости, конечно) Атаману или любому выступающему о благоустрояющих христианских нормах морали. В храм, к аналою, возле которого стоит священнослужитель, мы приносим свои беды, свое покаяние и получаем освобождение от грехов. Поэтому в благоговении, а не по приказанию, замолкают братья казаки на Круге, когда встает священник.
Если же духовник встал и покинул Круг, то его участники волнуются не из страха. Ушедший батюшка во многом такой же грешный человек. Переживают они от того, что вместе с тем, кто предстоит перед Престолом, покинула их и Благодать. Та Сила, которая животворит и укрепляет казака и в трудах, и в бою. Дарует надежду на вечную радость в Боге. От того присутствующие и вразумляются. Как же радуются Небеса, когда чаша весов казачьей совести склоняется к покаянию! Тогда и дело ладится и братство укрепляется.
Вдумайтесь: обычаи гласят, что правом голосования на Круге священник не наделен, что он не вмешивается при принятии экономических, хозяйственных и прочих решений Круга, если не затрагиваются нравственные вопросы. А зачем священнику участвовать в решении хозяйственно-административных дел? На это есть избранные опытные казаки, которые должны позаботиться о военных и бытовых сторонах жизни, а также о том, чтобы обеспечить священству возможность полноценного духовного служения Богу и людям.
Каждый должен нести именно свое служение, свое послушание. И мы должны помогать друг другу. Из этого и состоит гармония светской и духовной власти.