Временным правительством 19 июня 1917 года был образован первый женский батальон смерти. Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира. Инициатором их создания была военнослужащая Мария Бочкарева.

21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского собора состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части знамени с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой».

Женский батальон смерти присягает на верность Отечеству на площади у Исаакиевского собора. Им вручили знамя с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой». А уже через два дня женский отряд отправился из Петрограда на Западный фронт в район Молодечно.

Военный совет 29 июня утвердил положение «О формировании воинских частей из женщин-добровольцев». Главной целью считалось оказание патриотического воздействия на солдат-мужчин путем непосредственного участия женщин в боевых действиях. Как писала сама М. Бочкарева, «солдаты в эту великую войну устали и им нужно помочь… нравственно».

В женских батальонах была установлена жесткая дисциплина: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера и простая солдатская еда. Женщин стригли наголо. Черные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали «нежелание жить, если погибнет Россия»

http://s45.radikal.ru/i107/1007/0f/cd4d3f29ae4e.jpg

М. Бочкарева запретила в своем батальоне любую партийную пропаганду и организацию каких-либо советов и комитетов. Из-за суровой дисциплины в еще формируемом батальоне произошел раскол: Часть женщин, попавших под влияние большевистской пропаганды, предприняли попытку образовать солдатский комитет и выступили с резкой критикой строгой дисциплины. В батальоне произошел раскол. М. Бочкарева была вызвана поочередно к командующему округом генералу Половцеву и Керенскому. Оба разговора происходили бурно, но Бочкарева стояла на своем: у ней никаких комитетов не будет!

Она переформировала свой батальон. В нем осталось примерно 300 женщин, и он стал 1-м Петроградским ударным батальоном. А из остальных женщин был образован 2-й Московский ударный батальон.

Боевое крещение 1-й батальон принял 9 июля 1917 года. Женщины попали под сильный артиллерийский и пулеметный обстрел.

После боя в строю осталось 200 женщин-солдат. Потери составляли 30 человек убитыми и 70 ранеными. М. Бочкарева была произведена в чин подпоручика, а впоследствии — в поручики.

По всей стране шло формирование женских частей. Официально на октябрь 1917 года числились: 1-й Петроградский женский батальон смерти, 2-й Московский женский батальон смерти, 3-й Кубанский женский ударный батальон. Были организованы и женские команды связи: в Петрограде — 2, в Москве — 2, в Киеве — 5, в Саратове — 2. Стихийное формирование женских отрядов шло в Киеве, Минске, Полтаве, Харькове, Симбирске, Вятке, Смоленске, Иркутске, Баку, Одессе, Мариуполе. В июне был объявлен приказ о формировании первой Морской женской команды. Формирование происходило исключительно на добровольческих началах.

Второму Московскому батальону выпал жребий оказаться в числе последних защитников Временного правительства в дни Октябрьского переворота. Только эту единственную воинскую частью Керенскому удалось проинспектировать за день до переворота. В результате для охраны Зимнего дворца была отобрана лишь вторая рота, но не весь батальон. Защита Зимнего дворца для женщин закончилась плачевно.

В январе 1918 года женские батальоны формально были распущены, но многие их участницы продолжили службу в частях белогвардейских армий.

Сама Мария Бочкарева приняла активное участие в Белом движении. По поручению генерала Корнилова ездила в США просить помощи для борьбы с большевиками. По возвращении в Россию 10 ноября 1919 года М. Бочкарева встретилась с адмиралом Колчаком. И по его поручению сформировала женский санитарный отряд в 200 человек. В ноябре 1919 после взятия Омска Красной Армией она была арестована и расстреляна.

.............................................................................................................................................................................................................................

http://s56.radikal.ru/i151/1007/34/db05c0cb3fbc.jpg

http://i053.radikal.ru/1007/0f/f303181435ea.jpg

На фото: Девушки прапорщики, окончившие Александровское Военное Училище в Москве. Сзади направо: Готхард, Свирчевская, Кочергина; впереди; Заборская, Реформатская и Виденек. на втором фото: Прапорщик Реформатская и сестра Дуся (Евдокия Шмидт)

Всего из Ростова выступило 3683 человека (офицеров и рядовых), из них 165 женщин распределились следующим образом:  Офицеров (прапорщиков)...................15
Доброволиц (унт. оф. и рядовых)..... 17
Врачей и фельдшериц...........................5
Сестер милосердия.............................122
Не служивших ранее в армии..............6 

    Погибли почти все женщины-воины как офицеры, так и рядовые. Когда армия генерала Врангеля покидала Крым в 1920 году, за границу выехало всего 3-4 женщины-офицера. До середины 60-х годов в Калифорнии проживала Зинаида Реформаторская, в замужестве Кальфа, одна из эвакуировавшихся женщин-офицеров. Сестра Дуся, Евдокия Васильевна Веллс, урожденная Шмидт, на 1969 год жила в Нью-Йорке. 20 девушек-офицеров прибыли из Москвы. В Москве они закончили Александровское Военное Училище. Еще перед походом была убита в Кубанском отряде у ст. Эйнем поражавшая своей храбростью пулеметчица Татьяна Бархаш. Также перед походом была убита Анна Алексеева. Покончила самоубийством Евгения Тихомирова.     
     В походе участвовала баронеса София де Бодэ. Она обращала на себя внимание своей красотой и особенно храбростью и жестокой решимостью. Служила она в кавалерии и была убита под Екатеринодаром во время лихой, но к несчастью безрезультативной атаки 31-го марта 1918 года у "Екатеринодарских Садов". останки ее были найдены только через полгода во время 2-го Кубанского похода. Остальные женщины-прапорщики служили в пехотных полках.

Самая тяжелая судьба выпала на долю самой младшей по возрасту, 18-ней Юлии Пылаевой. Юлия Пылаева служила в Марковском полку. Этот полк 16 июля вел бой в районе станицы Кореновской. 2-й батальон, в котором была Пылаева, принужден был отойти под напором превосходящих сил противника, при этом должен был оставить на поле брани своих убитых и раненых, среди них и раненую прапорщицу-первопоходницу Юлию Пылаеву.  На следуюш=щий день марковцы повели новое наступление и на этот раз им удалось сломить сопротивление красных. Бой шел уже в полосе, где накануне были оставлены раненые и убитые. Их находили раздетыми, обезображенными, иных с отрубленными головами, иных лежащими сожженными в пепле кукурузы... Юлию нашли зверски добитой и полуобнаженной в неглубоком колодце...   
   Убита Вера Мерсье. Ранены по несколько раз: Зинаида Реформатская, Наталья Семенова и Александра Бирюкова. Вышли благополучно из похода: Зинаида Свирчевская (убита после похода во время командировки в Москву), Зинаида Готгардт, Тихомирова (обе трагически погибли позже), Надежда Зборская, Ольга Зубакина, Антонина Кочергина, Мария Черноглазова и Виденек. В рядах Кубанской армии был очень большой процент молодежи и среди них несколько десятков молодых девушек, - две сестры Кадушкиных (младшая убита в походе), две сестры Черных, К.Мищенко, О.Вербицкая, Е.Терентьева, Н.Лебедева, А. Пятя, Н.Крыжановская, Скворикова, Серикова, Костенко и другие. Все они были в строю.