КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ УГОДНИКА БОЖИЯ ПОСЛЕДНИХ
ВРЕМЕН-СХИИГУМЕНА АМФИЛОХИЯ ПОЧАЕВСКОГО
(Головатюка Иакова Варнавовича).

В украинском с.М.Иловица 10 декабря / 27 ноября 1894 г. в семье Головатюк родился сын Иаков. Природная сила и приобретенные в юности от отца-костоправа навыки пригодились будущему старцу, который всю жизнь посвятил духовному и физическому врачеванию людей.

В 1912 году Иаков был призван в Царскую Армию, где исполнял обязанности фельдшера. Во время боевых действий помогал выносить раненых товарищей с поля боя, попал в плен, был отправлен немцами в Альпы, где три года работал у фермера. В 1919 году Иакову удалось совершить побег, вернувшись в родное село, стал заниматься привычной крестьянской работой, помогал и больным, обращавшимся за помощью.

В 1925-м Иаков был принят послушником в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания, делал сани, колеса, пел на клиросе... В 1932 г. Иаков был пострижен в монашество с именем Иосиф, в 1933 г. рукоположен во иеродиакона, в 1936 г. – во иеромонаха.

Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника Лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище, здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом, предстояло прожить около 20 лет.

В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооруженных человек ворвались в его келию и потребовали еды. После того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитать «Отче наш», «Богородицу», «Верую», начал читать «Отходную»... Прибежал отец Иринарх, обезпокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца... Смерть миновала.

В конце 50-х гг начались хрущевские гонения на церковь. Осенью 1962 г., благодаря безстрашию старца, монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, и призвал местных жителей защищать храм. Крестьяне, вооружившись жердями, устремились на милиционеров».

Троицкий собор отстояли, но через несколько дней старца ночью увезли на «черном вороне» в психиатрическую больницу. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало все тело и трескалась кожа.

Духовные чада отца писали письма, просили освобождения старца. Через три месяца его привели в кабинет главного врача. Спросили: может ли он вылечить тех больных, которые находятся с ним в палате. Старец сказал, что через две недели вылечит всех больных, и попросил привезти ему святое Евангелие, Крест и облачение, чтобы он мог отслужить Водосвятный молебен. В ответ услышал: «Нет, вы без молебнов лечите». «Это – невозможно, – ответил кроткий старец. Когда солдат идет в бой, ему дают оружие... Наше оружие на невидимого врага – святой Крест, святое Евангелие и святая вода».

Отца Иосифа отвели в палату. Мучения закончились лишь с приездом в больницу дочери Сталина, Светланы Аллилуевой, которую он в свое время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.

Старец Иосиф вернулся в родное село и поселился у своего племянника, где продолжал принимать страждущих. Местные власти, обезпокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца. Один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увез его на тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал.

В холодной декабрьский день восемь часов пролежал мученик в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией иеросхимонах Амфилохий выздоровел.

Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Под осень 1965 года старец поселился у своей племянницы, на участке с помощью духовных чад была построена небольшая часовня, над ней высокая голубятня, длинный обеденный стол во дворе для богомольцев.

Преподобный Амфилохий за свой многострадальный подвиг по великой милости Божией сподобился даров прозорливости, врачевания, чудотворения, и даже воскрешения мертвых.

Старец Амфилохий предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала ему яд. Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке. Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.

Умер подвижник 1 января 1971 года. На протяжении трех десятилетий совершались чудеса исцелений у могилы старца. 23 апреля 2002 г Св. Синодом УПЦ было принято решение о причислении к лику святых почаевского старца – схиигумена Амфилохия.

12 мая 2002 года в Почаевской Лавре, во время прославления святого в небе над Лаврой появились созданные из облаков два креста. В течение часа верующие могли наблюдать за этим чудом: один большой крест и рядом – чуть поменьше. Паломники говорили: «Ну вот, теперь их будет двое – батюшка Иов и батюшка Амфилохий».

Кондак, глас 3

Яко веры православной ревнитель и благочестного жития учитель, в болезнях и скорбях изрядный помощник и защититель, перед Господом предстоиши, преподобный Амфилохие, сего ради вопием ти: сохрани обитель, в ней же подвизался еси, и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.