Антон Иванович Деникин (1872-1947) — российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист. В Первую мировую войну командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом; с апреля 1918 командующий, с октября главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919 главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России» (Добровольческая армия, Донская и Кавказская казачьи армии, Туркестанская армия, Черноморский флот); одновременно с января 1920 «Верховный правитель Российского государства». С апреля 1920 в эмиграции. Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты» (т. 1-5, 1921-23), «Путь русского офицера» (1953).

Антон Деникин родился 4 декабря 1872, деревня Шпеталь-Дольный Влоцлавска Варшавской губернии. Скончался  — 7 августа 1947, г. Анн Арбор, США).

Отец Антона, Иван Ефимович Деникин (1807-1855), происходил из крепостных крестьян. В 1834 был сдан помещиком в рекруты. В 1856 сдал экзамен на офицерский чин (был произведен в прапорщики). В 1869 вышел в отставку в чине майора. Мать, Елизавета Федоровна, урожденная Вржесинская (1843-1916), по национальности полька, происходила из семьи мелких землевладельцев.

Начало военной карьеры

Антон Деникин окончил Ловичское реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба (1899). Служил во 2-й полевой артиллерийской бригаде (1892-95 и 1900-02), был старшим адъютантом штаба2-й пехотной дивизии (1902-03) и 2-го кавалерийского корпуса (1903-04). Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса; на театре военных действий занимал пост начальника штаба Забайкальской казачьей, затем Урало-Забайкальской дивизии, в августе 1905 занял пост начальника штаба Сводного конного корпуса (тогда же произведен в чин полковника «за боевые отличия»). Награжден орденами Святого Станислава и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантами и 2-й степени с мечами.

В 1906-10 — на различных штабных должностях в Генштабе; в 1910-14 — командир 17-го пехотного Архангелогородского полка. В марте 1914 назначен исполняющим должность генерала для поручений штаба Киевского военного округа, в июне произведен в генерал-майоры.

Еще в 1890-е годы сложилось политическое мировоззрение Деникина: он воспринял российский либерализм «в его идеологической сущности, без какого-либо партийного догматизма», разделяя три его положения: «конституционную монархию, радикальные реформы и мирные пути обновления России». С конца 1890-х годов под псевдонимом Иван Ночин много публиковался в военной печати, преимущественно в наиболее популярном журнале «Разведчик», в котором в 1908-14 напечатал цикл статей «Армейские заметки». Антон Деникин выступал за улучшение системы отбора и подготовки командного состава, против бюрократизма, подавления инициативы, грубости и произвола по отношению к солдатам; ряд статей посвятил анализу сражений Русско-японской войны, в которых лично участвовал. Указывал на германскую и австрийскую угрозу, в свете чего считал необходимым проведение скорейших реформ в армии; в 1910 предлагал созвать съезд офицеров Генштаба для обсуждения проблем армии; писал о необходимости развития автотранспорта и военной авиации.

В годы Первой мировой

Узнав о начале войны Антон Деникин подал рапорт с прошением направить его в строй. В сентябре 1914 был назначен командиром 4-й бригады «Железных стрелков». «Железные стрелки» отличились во многих сражениях 1914-16, их бросали на наиболее трудные участки; они получили прозвище «пожарной команды». За отличия в боях Деникин был награжден Георгиевским оружием, орденом св. Георгия 4-й и 3-й степеней. За прорыв неприятельских позиций во время наступления Юго-Западного фронта в 1916 и взятие Луцка был вновь награжден Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами и произведен в генерал-лейтенанты. В сентябре 1916 назначен командующим войсками 8-го армейского корпуса.

Февральская революция

Военная карьера Деникин продожала идти по восходящей и после Февральской революции. В апреле 1917 он был назначен начальником штаба Верховного Главнокомандующего, затем в мае — главнокомандующим армиями Западного фронта, в июле — главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта. Выступил с резкой критикой политики Временного правительства, ведущей к развалу армии, на офицерском съезде в мае 1917. На совещании в Ставке 16 июля, в присутствии членов Временного правительства, выступил с речью, в которой сформулировал программу укрепления армии из 8 пунктов, содержавшую фактически требование отмены демократических завоеваний в армии. 27 августа 1917, получив известие о выступлении генерала Л. Г. Корнилова, направил Временному правительству телеграмму в поддержку его требований — доведения войны до победного конца и созыва Учредительного собрания.

29 августа Деникин арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Н. Н. Духонина освобожден из-под ареста, как и некоторые другие арестованные по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон.

Во главе Добровольческой армии

Поздней осенью 1917 А. Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами М. В. Алексеевым и Корниловым, выступил инициатором разделения полномочий между ними, а также донским атаманом А. М. Калединым.

30 января 1918 назначен начальником 1-й Добровольческой дивизии. В 1-м Кубанском («Ледяном») походе — заместитель командующего Добровольческой армией генерала Корнилова. 31 марта (13 апреля) 1918, после гибели под Екатеринодаром Корнилова, вступил в командование Добровольческой армией. Отказался от плана Корнилова штурмовать Екатеринодар, считая его самоубийственным, что позволило сохранить армию.

В июне 1918 предпринял 2-й Кубанский поход, в ходе которого 3 июля 1918 был взят Екатеринодар. 25 сентября (8 октября) 1918, после смерти генерала Алексеева, стал Главнокомандующим Добровольческой. С января 1919, после согласия донского атамана генерала Петра Николаевича Краснова на создание единого командования и подчинения Донской армии Деникину, — Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (ВСЮР). Не желая вносить раскол в антибольшевистское движение, признал в мае 1919 адмирала А. В. Колчака «верховным правителем» России; в январе 1920 полномочия «верховного правителя» были переданы адмиралом Деникину.

Наибольшие успехи деникинских войск пришлись на лето — начало осени 1919. 20 июня в только что взятом Царицыне Деникин подписал «Московскую директиву» — о наступлении на Москву. Однако генерал не учел особенностей гражданской войны, так же как и специфики районов, где в основном разворачивались его войска. Деникин не сумел выдвинуть привлекательной программы, остановившись на доктрине «непредрешения» (отказа от решения о форме государственного устройства до изгнания большевиков ), не была выработана программа аграрной реформы. Белые не сумели организовать работу тыла, в котором процветали спекуляция и коррупция, и систему снабжения армии, что вело к «самоснабжению» и падению дисциплины, вырождению армии в банду грабителей и погромщиков, что особенно ярко проявилось на Украине, где белыми были осуществлены еврейские погромы. Деникина обвиняли в стратегическом просчете — «поход на Москву» привел к тому, что фронт оказался растянут, снабжение затруднено, белые заняли обширные территории, которые были не в состоянии удержать. Наступление на Москву по двум направлениям вело к распылению сил и делало войска крайне уязвимыми для контрударов красных. В ответ на эти обвинения Деникин резонно указывал, что гражданская война имеет особые законы и подходить к операциям только с точки зрения военной стратегии нельзя. Но деникинцы, несомненно, достигли больших успехов по сравнению с другими антибольшевистскими фронтами; в октябре 1919 они взяли Орел, а их передовые отряды оказались на подступах к Туле.

Однако наступление захлебнулось, Антон Деникин вынужден был стремительно отступать. В марте 1920 отступление завершилось «новороссийской катастрофой». Когда прижатые к морю войска белых в панике эвакуировались, а значительная их часть попала в плен. Потрясенный катастрофой, Деникин ушел в отставку и после того, как 4 апреля 1920 передал командование генералу П. Н. Врангелю, навсегда покинул Россию.

В эмиграции

В Европе Антон Деникин испытал на себе все невзгоды, связанные с его вынужденной эмиграцией. Сначала, весной 1920, он попал в Константинополь, вскоре оказался в Лондоне, в августе уехал в Брюссель. Будучи крайне щепетильным в финансовых вопросах, Деникин не обеспечил себе средств к существованию; прежде всего из-за материальных обстоятельств его семья в июне 1922 переехала в Венгрию, обосновавшись в конце концов в местечке близ озера Балатон ( именно в Венгрии была написана самая известная его книга «Очерки русской смуты», 1921-1926). В 1925 Деникины вернулись в Брюссель, в 1926 переехали в Париж.

«Очерки русской смуты», вышедшие уже в Париже, сочетали в себе элементы мемуаров и исследования. Деникин полагался не только на память и материалы своего архива; по его просьбе ему присылали различные документы, участники белого движения предоставляли в его распоряжение свои неопубликованные воспоминания. «Очерки» до сего дня являются наиболее полным и ценным источником по истории белого движения на юге России; читаются с нарастающим интересом и написаны выразительным русским языком.

В Париже вышли также его книги «Офицеры» (1928) и «Старая армия» (1929). Литературные заработки и гонорары от чтения лекций были единственным средством его существования. В 1930-х годах в условиях нарастания военной угрозы Антон Деникин много писал и выступал с лекциями по проблемам международных отношений; занимал антинацистскую позицию, что ни в коей мере не означало его примирения с советским режимом. Выпустил в Париже книги и брошюры «Русский вопрос на Дальнем Востоке» (1932), «Брест-Литовск» (1933), «Кто спас Советскую власть от гибели?» (1937), «Мировые события и русский вопрос» (1939). В 1936-38 публиковался в газете «Доброволец» и некоторых других русскоязычных изданиях.. После капитуляции Франции в июне 1940 Деникины перебрались на юг Франции в местечко Мимизан, близ Бордо. Бывший генерал тяжело переживал поражения Красной Армии и радовался ее победам, однако, в отличие от многих эмигрантов не верил в перерождение советской власти.

В мае 1945 Антон Деникин вернулся в Париж, но, опасаясь насильственной депортации в СССР, через полгода уехал в США. В мае 1946 писал в частном письме: «Советы несут страшное бедствие народам, стремясь к мировому господству. Наглая, провокационная, угрожающая бывшим союзникам, поднимающая волну ненависти политика их грозит обратить в прах все, что достигнуто патриотическим подъемом и кровью русского народа». В США продолжил работу над воспоминаниями, начатыми еще во Франции. Умер от сердечного приступа. Похоронен с воинскими почестями на кладбище Эвергрин (г. Детройт); 15 декабря 1952 прах Деникина был перенесен на русское кладбище Св. Владимира в Джексоне (штат Нью-Джерси).

Архив Деникина хранится в библиотеке Института изучения русской и восточноевропейской истории и культуры при Колумбийском университете в Нью-Йорке. (О. В. Будницкий)

Еще из другого источника:

Антон Иванович Деникин - главнокомандующий Добровольческой армии в годы Гражданской войны, родился 4 декабря 1872 года во Вроцлаве неподалеку от Варшавы. 

«Русский военачальник, писатель. В 1918 - 1920 годах возглавлял Добровольческую армию. Автор пятитомного труда «Очерки русской смуты. Эмигрировал в 1920 году.

Антон Деникин был едва ли не единственным в русской армии генералом, не имевшим дворянского происхождения. Он появился на свет в небольшом польском городке Вроцлаве неподалеку от Варшавы. Его отец, Иван Ефимович, был крепостным, пока не попал в армию по рекрутскому набору. И уже после службы, получив вольную, он поступил в бригаду пограничной стражи в Польше, где выбился в офицеры и перед выходом на пенсию получил чин майора.

Антон Деникин был третьим в семье ребенком, родился в 1872 году, когда отцу его уже исполнилось 65 лет. Семья Деникиных никогда не знала особого достатка. Но после смерти ее главы она оказалась, по характеристике самого Антона Ивановича, вообще на грани нищеты. Во всяком случае, матери, женщине простой и необразованной полячке, плохо говорившей по-русски, пришлось пойти в услужение к господам офицерам - стирать белье. А уже в 13 лет Антону пришлось подрабатывать, давая уроки младшим школьникам.

Антон Деникин получил доступ к образованию как сын офицера. После окончания Варшавской гимназии он поступил в Киевское юнкерское училище и два года спустя получил первое офицерское звание. Попав в армию, Деникин начал обычную жизнь русского офицера, отличаясь от своих товарищей лишь тем, что интересовался литературой и пробовал писать сам. В 1897 году он опубликовал свой первый рассказ и с тех пор начал регулярно печататься, подписываясь различными псевдонимами. Выступить под своим именем он не мог, поскольку это противоречило этическим нормам поведения офицера.

После непродолжительной службы в войсках, в 23 года Антон Деникин продолжил образование в Академии Генштаба. По ее окончании, в числе 50 лучших из 100 выпускников он причисляется к корпусу Генерального штаба, что открывает перед ним блестящую карьеру». Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 136 - 137.

Антон Деникин умер 8 августа 1947 года.
http://i066.radikal.ru/0911/cd/1b9575841a7b.jpg
http://s47.radikal.ru/i115/0911/07/0ac63ac73aae.jpg